Стиль блюзXVIII век. Южная Америка. Поздним вечером посреди бескрайних плантаций, рядом с бедной лачугой расположилась горстка негров. Они поют какую-то мелодию, наполненную бесконечной грустью и одиночеством, душевным страданием и тоской. При этом они аккомпанируют себе, применяя известные им со времен своих африканских предков мотивы, в которых прослеживаются и неповторимые переливы духовых инструментов, и ударные ритмы. Что же это за музыка? Правильно — это стиль блюз.

Уже никто не сможет точно сказать, когда сформировался этот стиль. Определенно известно лишь то, что его истоки лежат в тех временах, когда начался массовый вывоз из Старого Света чернокожих рабов. Их тяжелая жизнь, связанная с работой на плантациях по 14 часов в сутки, неуверенность в своем будущем, неизвестность, породили стиль блюз, в котором выражалась вся грусть и одиночество человека, оказавшегося вдали от Родины. Отсюда произошло и название стиля – блюз (англ. blues от blue devils — грусть, меланхолия).

Именно поэтому блюз всегда считался и считается исключительно стилем чернокожих. Только они способны до самой глубины прочувствовать все отголоски истории своего народа, заложенные в нем. Все самые известные до сих пор исполнители подлинного блюза имели негритянские корни: Мадди Уотерс, Гэри Мур, Джо Тёрнер, Джимми Рашинг, Фредди Кинг и многие другие.

После окончания войны Севера и Юга, когда рабство в Америке было отменено, блюз стал быстро распространяться по всей стране и постепенно добрался до крупных городов. В нем доминировала тема обездоленного жизнью человека, для которого не нашлось места в этом мире. У которого нет ни работы, ни крова, ни даже пищи. В конце концов он готов идти на различные преступления и в итоге заканчивает свое существование или в тюрьме, или от пули таких же отверженных жизнью людей в негритянских гетто американских мегаполисов.

Тогдашние исполнители бродяжничали по всей стране. Если им и удавалось найти работу, она всегда была временной. Это был или тяжелый труд на фермах, или случайные выступления на праздниках или вечеринках. Причем часто платили не деньгами, а едой и выпивкой. В ту пору так жили все те, для кого блюз был родным. Где окажешься завтра – неизвестно, удастся ли заработать на хлеб сегодня – не скажет никто. Но всегда под рукой гитара, и ее звуки можно было услышать везде.

В 1912 году выходит первая пластинка с традиционными блюзовыми записями. Тогда же появилось и само название стиля. Диск выпустил Уильям Хенди, известный композитор и собиратель негритянского фольклора. Впоследствии его стали называть «отцом блюзов».

В 20-х годах XX века классический блюз фактически сформировался как самостоятельный стиль. Он стал постепенно выходить на большую эстраду и принял форму шоу-бизнеса. Количество блюзовых ансамблей быстро росло.

В 1920 году вышла грампластинка с блюзовой композицией «Crazy Blues» в исполнении негритянской певицы Мэми Смит (Mamie Smith). Этот диск сразу стал необычайно популярным, и альбомы с записями нового стиля стали издаваться массовыми тиражами. Записывались все исполнители, называющие себя блюзовыми. Блюз стремительно завоевывал популярность.

В 40-х годах очередные достижения научно-технического прогресса достигли эстрады. На сцену пришли электрогитары, электроорганы и бас-гитары. К услугам ударных инструментов и голосу певца появился микрофон. Новое направление, исполняемое ансамблями, использующими новейшую тогда электронику, получило название ритм-энд-блюз и стало конкурировать с музыкой традиционно больших джазовых оркестров. Ритм-энд-блюз пришелся к месту в маленьких кафе, клубах и барах. Этот термин заменил ранее применяемое в отношении «черной» музыки название «Race Music» (расовая музыка). Таким образом исчезли остатки дискриминации, присущие прежнему определению.

К середине 40-х годов блюз все меньше стал походить на традиционный. Многие популярные исполнители начинают использовать джазовые ритмы. В дальнейшем эти преобразования оказали огромное влияние на возникновение рока. Но блюз в его изначальном понимании практически исчез с большой сцены.

Наиболее выдающимися исполнителями ритм-энд-блюза считаются Мадди Уотерс, Би Би Кинг, Ти-Бон Уолкер и Альберт Коллинз. Они играли не ради карьеры или денег, они по-настоящему жили блюзом. Это можно сказать про каждого из них.

Все они достигли огромного мастерства в родном для них стиле. Их музыка часто приближается к року. Именно поэтому многие рок-музыканты считают их своими вдохновителями. Тем не менее только благодаря возникновению блюз-рока большинство белых американцев стали благосклонно относиться к блюзу. Причем окончательно это коренное изменение во взглядах завершилось лишь в 60-х годах.

Экскурсии по сахалину из южно сахалинска цены. Авторские туры по сахалину prosakh.ru.

Комментарии (6) на “Стиль блюз”

  • Ирина:

    Мне очень близок стиль блюз, несмотря на то, что я белая. Чернокожие музыканты, особенно середины 20-го века, очень сильно развили и привнесли много нового в музыкальное развитие человечества.

  • Кира:

    Я вот, к сожалению, забыла имя чернокожего музыканта, который написал песню и первый исполнил (уже потом были “Криденс”) – “I Put A Spell On You”. Вот вещь. Название точное, отвечаю:) Блюз – это здОрово:) Но первое исполнение – это что-то…

    • Антон:

      Кира, музыканта зовут Скримин Джей Хокинс. Но эта запись уже не относится к блюзу, хотя изначально он был блюзовым исполнителем.

  • Михаил:

    Обожаю Би Би Кинга. Спасибо, что смог его послушать лишний раз.

  • Андрей:

    Обожаю слушать блюзовые композиции. Клэптон, Кинг… Жалко, что этот стиль сейчас слушают только настоящие ценители…

    • Антон:

      Андрей, если стиль слушают только его ценители – это нормально. Жаль, что ценителей блюза сейчас очень мало.