Сергей Яковлевич ЛемешевВеликий оперный тенор Сергей Яковлевич Лемешев в середине прошлого века не имел себе равных по мастерству и популярности. В этом с ним мог сравниться разве только Козловский. Его выступления на сцене были безукоризненны: он не принимал идею простого исполнения вокальной партии, пусть даже очень хорошего. Каждая его роль была великолепно поставлена драматически.

На протяжении своей жизни Лемешев выступал как оперный, камерный и эстрадный певец, снимался в кино, пробовал себя в роли постановщика спектаклей, преподавал в консерватории и писал книги. И все это он делал от души, по-настоящему — такова была его натура.

Еще на третьем курсе консерватории на одном из своих первых выступлений Сергей Яковлевич постарался исполнить свои партии, подражая своему кумиру Собинову. Его выступление вызвало бурные овации у публики. Но после этого концерта он понял навсегда — нужно стараться выразить себя, изучать творчество великих мастеров, но не пытаться подстраиваться под них.


Постигая азы

Сергей Яковлевич Лемешев родился 27 июня (10 июля) 1902 года в селе Старое Князево Тверской области в семье крестьянина. Нотной грамоте и основам пения он научился в художественно-ремесленной школе, где посещал школьный драматический кружок и принимал участие в самодеятельных концертах и спектаклях.

Полноценно учиться петь Сережа начал в Государственной школе-мастерской, в которой его мать работала помощницей по хозяйству. Заведующий школой, Николай Александрович Квашнин, по достоинству оценил природный дар талантливого мальчика и сам начал учить его вокальному мастерству.

Но Лемешеву хотелось большего. И в декабре 1919 года в тридцатиградусный мороз он за 30 верст отправляется пешком в Тулу. Там ему разрешают выступить на вечернем концерте в центральном клубе. Исполнив весь свой репертуар — арии Надира, Ленского, Левко, а также несколько русских народных песен, он сорвал бурю аплодисментов. Но стало очевидно, что сейчас он большего добиться не сможет, и ему пришлось возвращаться.

Однако успех придал ему силы, и весной Сережа пришел в Тулу опять. Ему удалось поступить в кавалерийское училище, где стал получать форму, питание и денежное довольствие. Он активно работал в драматическом и музыкальном кружках, а на концертах, которые регулярно посещал, впервые услышал Собинова, Нежданову и Мигая.

К своей цели, несмотря ни на что

Лемешев не забывал о своей главной цели — учиться петь. И в 1921 году ему удается поступить в Московскую консерваторию. Тогда на 25 мест было подано более 500 заявлений! Он смог пройти конкурс и попасть в ученики к профессору Назарию Григорьевичу Райскому. С 1924 года Лемешев параллельно учится в театре-студии Константина Сергеевича Станиславского. Там он работает над партиями Лыкова и Ленского.

После окончания консерватории Сергей Яковлевич, конечно же, хочет поступить в Большой театр. Но директор Свердловского оперного, Б.С.Арканов, пригласил его к себе, причем на первые роли. Это было мудрое решение — ведь на первых порах в Большом Лемешев явно не получит ведущих партий. Таким образом, с 1926 по 1931 годы Сергей Яковлевич поет в Свердловске и Тбилиси, а после этого уже получает возможность стать ведущим тенором Большого театра.

Музыка — это жизнь

Началась война. Зимой Сергей Яковлевич получил известие о том, что его мать оказалась на территории, временно оккупированной немцами. Он не раздумывая поехал туда. Морозы были очень большие, и Лемешев заболел пневмонией, осложнением которой был туберкулез. В результате врачи пневмотораксом отключили ему одно легкое. Казалось бы, о дальнейшей карьере певца можно было забыть.

Но Сергей Яковлевич не сдался. Он продолжал репетировать и, несмотря на запреты врачей, выступал по 3-4 раза в месяц. Так продолжалось до 1948 года, когда, наконец, второе легкое смогло полноценно работать.

Здесь уместно привести слова самого Сергея Яковлевича:

«Чтобы стать певцом, кроме голоса, музыкальных и сценических данных, необходимо обладать еще одним качеством. Это — всепоглощающая, не дающая покоя, почти сумасшедшая любовь к пению!»

За свою творческую жизнь Сергей Яковлевич исполнил множество блестящих партий: Альфреда в «Травиате», Ромео в «Ромео и Джульетте», Герцога в «Риголетто», Рудольфа в «Богеме», Берендея в «Снегурочке», Фауста, Вертера, Владимира Игоревича в «Князе Игоре», Альмавиву в «Севильском цирюльнике», Левко в «Майской ночи», Афанасия Ивановича в «Сорочинской ярмарке»…

Но самой главной, по его собственному признанию, осталась роль Ленского из «Евгения Онегина», которую он исполнил более 500 (!) раз.

Комментарии (7) на “Сергей Яковлевич Лемешев”

  • Ирина:

    Как хорошо, что есть возможность вспомнить еще раз таких замечательных певцов.
    Такой истинно русский тембр голоса, такая задушевность и трогательность его исполнения (особенно, романсов и русских народных песен).. А какое исполнение партии Ленского – на мой взгляд, самое лучшее из всего оперного наследия.
    Вот такая наша русская земля с потрясающими самородками.
    Антон, спасибо за материал, представленный в статье.

    • Антон:

      Ирина, благодарить мы все должны прежде всего тех, кто оставил нам такое наследие. Рад, что тебе было приятно читать эту статью.

  • Екатерина:

    Спасибо., большое

  • Алексей:

    Приятно было послушать исконно русские, до боли знакомые песни, а еще приятнее было узнать об исполнителе этих незабываемых песен! Спасибо Вам Антон за познавательную и интересную статью!

    • Антон:

      Алексей, я рад, что Вам понравилась статья.

  • Сергей Родник:

    Всегда относился с восхищением к людям, которые нашли свое любимое Дело и преданы ему всей душой. Только такая самоотверженная преданность может завоевать искреннюю любовь поклонников.

    Мой дедушка очень любил Лемешева и я с детства слушал в его исполнении песни этого замечательного тенора. Еще он мне запомнился в роли поющего таксиста в старом советском кинофильме. Честно скажу, что тоже люблю теноров – классиков, среди которых мне особенно нравится Георг Отс (ария Мистера Икса) и Марио Ланца (о нем есть статья и видео на моем сайте).

  • Людмила:

    Недавно на канале Культура прошел вечер, посвященный С.Я. Лемешеву. С удоаольствием послушала арии из опер и романсы, которые раньше исполнял великий певец.