Евгений Клячкин был представителем советского бардовского андерграунда. В немилость властей он попал в самом начале своей активной творческой деятельности. Он никогда не был сатириком, как, например, Высоцкий, Галич или Ким. Клячкин всегда оставался лириком и философом авторской песни, просто его произведения ярко отражали те чувства, которые советскому человеку в те годы показывать в открытую не полагалось.
В большой степени на отношение тогдашних властей оказало создание песен на стихи Иосифа Бродского. Запрещенный поэт тогда еще не получил большой известности, до самиздата успели дойти немногие из его стихов. Именно благодаря Клячкину они получили огромную популярность, но уже в виде песен.
Еще одна характерная черта творчества исполнителя: тема походов, путешествий, поездок по неизведанным местам не была для него ключевой, в отличие от Кукина, Визбора или Городницкого. Клячкин всегда оставался поэтом города.
Евгений Исаакович Клячкин родился в Ленинграде 23 марта 1934 года в семье рабочего. В апреле 1942 года, после смерти матери, его эвакуировали из блокадного города и отправили в детский дом в Ярославле. В 1945 году вернувшийся с фронта отец забрал мальчика домой.
«Я окончил школу с серебряной медалью. Когда ее вручали, одна из моих знакомых девочек сказала: “Надо же, а я думала, ты умеешь только на турнике вертеться”. Большего комплимента я никогда в жизни не слышал…»
В 1957 году Евгений Клячкин с отличием закончил Ленинградский инженерно-строительный институт.
Сочинять песни молодой бард начал еще в школе, но принято считать его первым серьезным творческим опытом песню «Туман», написанную на стихи К. Кузьминского. Всего Клячкин написал около 300 песен, из них примерно 70 на слова других авторов.
Значительную часть из них составили стихи Бродского. «Рождественский романс», «Ах, улыбнись вослед», «Молитва», «Ни страны, ни погоста…», «Не лампадка здесь чадит», романсы персонажей из поэмы «Шествие» – малая часть из них.
Для своих песен он брал стихи, которые пробуждали в нем отзыв как композитора, музыкальное сопровождение к которым выглядело естественным.
Той же теме посвящена песня Клячкина «Прощание с Родиной», написанная в 1973 году:
«Я прощаюсь со страной, где
Прожил жизнь, не разберу чью,
И в последний раз, пока здесь,
Этот воздух, как вино, пью…
…Быть жестокой к сыновьям — грех,
Если, правда, ты для них — мать.
Первый снег, конечно, твой снег,
Но позволь мне и другой знать!..»
Такая творческая направленность не способствовала благополучной жизни в Советском Союзе. Евгению Исааковичу часто приходилось заниматься случайными подработками, в том числе давая концерты. При этом выступать в Ленинграде ему было категорически запрещено.
В наиболее благоприятные для себя годы он работал инженером в строительных организациях. Только в середине 1980-х годов у него появилась возможность стать профессиональным исполнителем, работая в учреждениях Росконцерта и Ленконцерта.
В апреле 1990 года Клячкин со своей семьей переехал в Израиль. В те годы активно действовало общество «Память», возможно, это и послужило главной причиной. Там он работал по своей специальности, давал концерты в разных странах. В 1994 году на свое шестидесятилетие приехал в Россию и выступил в Санкт-Петербурге, Москве и Туле.
Евгений Клячкин ушел из жизни 30 июля 1994 года. Когда он купался в море, у него остановилось сердце.
Фирма «Мелодия» выпустила три его альбома: «Осенний мотив» (1987 год), «Пилигримы» с песнями на стихи Иосифа Бродского (1990 год), «В сторону Руси» (1995 год).
Вышли компакт-диски Евгения Исааковича: «Моим ровесникам» (1995 год), «Концы и начала» (1996 год), «Лучшие песни» (2000 год), «Евгений Клячкин» в серии «Российские барды» (2001 год).
В 1995 году вышли его аудиокассеты «Мелодия в ритме лодки» и «Мокрый вальс», в 1996 году – «Моим ровесникам», в 1999 году – «Ни о чем не жалеть».
Самыми известными песнями Евгения Клячкина до сих пор остаются «Не гляди назад…», «Мелодия в ритме лодки», «Песня об утреннем городе», «Мокрый вальс», «Псков», «Детский рисунок», «Моим ровесникам», «Возвращение».
В песне Александра Моисеевича Городницкого, посвященной памяти Клячкина, есть строки:
«По тебе поплачет хмурый Питер
и родной израильский народ,
только эти песни на иврите
кто-нибудь навряд ли запоет…»
Кожаные мужские кошельки оптом дешево.
Антон, спасибо за статью. Послушала и почитала я все с удовольствием. Как-то писала на сайте, что у бардов есть что-то общее в облике. Вот и здесь – те же удивительные глаза, та же открытость и искренность.
Прямолинейный и очень талантливый музыкант. А какая нелегкая судьба у него. Иногда просто поражаешься, что люди не теряют при этом чистоту и доброту, сохраняют все самые замечательные качества в своем сердце. Как-то читала его интервью. Там был вопрос :”А что главное в работе над авторской песней?”. И ответ музыканта был : “Надо не врать себе”. Трудно к этому что-то добавить.
Для меня много песен близких и которые нравятся. Но одни из самых, пожалуй, “На Театральной площади”, “Я глядел в полнеба”, “Не гляди назад”.
Ирина, как всегда, приятно читать твои отзывы. Интересные и глубокие у тебя наблюдения. Спасибо!
Какие замечательные, добрые песни! Спасибо тебе, Антон, так приятно было послушать что-то душевное… С Новым Годом тебя! Пусть все у тебя получается, новых достижений, здоровья и счастья!
Наташа, спасибо тебе за поздравления, пожелания и отзыв! И тебя с Новым годом! Здоровья, успехов и удачи!
такое выражение как “бардовский андерграунд” слышу впервые… Евгения Клячкина я раньше не слышал, поэтому большое вам спасибо за знакомство. Песни очень понравились…
“…Первый снег, конечно, твой снег, Но позволь мне и другой знать!…” – вот это очень сильно…
valdis, это выражение не очень распространенное, но, по-моему, очень точное. Фактически, многие вещи бардов тех лет были именно тем, что в те годы называлось “андерграундом”. Рад, что Вам понравилась статья.