Иван Семенович КозловскийЗначительное место в творчестве Ивана Семеновича Козловского занимал его интерес к теме русских народных песен и романсов. Он собирал их, совершая поездки по стране, обрабатывал и исполнял на сцене.

Козловский был в равной степени оперным и камерным певцом и в каждой из этих специальностей сумел проявить выдающиеся способности и таланты. Романсы и народные песни, многие из которых он исполнил впервые, запомнились нам именно благодаря ему.

Его неподражаемой особенностью был голос: поставленный от природы, негромкий, но поражающий своей внутренней силой, имеющий великолепные оттенки в своем верхнем регистре. У певца была прекрасная артикуляция, характерная для представителей старой русской оперной школы. Все это делало Ивана Семеновича неповторимым и не похожим ни на кого исполнителем песен самых разных жанров.

Иван Семенович Козловский родился в 1900 году в деревне Марьяновка Киевской губернии. Его отец прекрасно пел и играл на гармонике. Вероятно, от отца к будущему певцу перешла любовь к музыке и пению. С 7 лет он пел в хоре Михайловского монастыря, а с 1916 года – в передвижных театральных труппах в Харькове и Полтаве. В 1917 году поступил в Киевский музыкально-драматический институт им. Лысенко к профессору Елене Муравьевой, воспитавшей более 400 профессиональных оперных исполнителей. При этом он постоянно посещал спектакли и концерты.

В 1919 году Иван Семенович с отличием закончил институт и ушел в Красную армию. Ему разрешили участвовать в спектаклях Полтавского передвижного музыкально-драматического театра. Впервые в качестве оперного певца он появился на сцене в партии Андрея из «Запорoжца зa Дунaем» Гулака-Артемовского в театре Садовского.

В 1924 году Иван Семенович Козловский — солист Харьковского оперного театра, а в 1925 — Свердловского. Уже в 26 лет молодой исполнитель становится солистом Большого театра СССР. Его дебютной ролью на московской сцене стала партия Альфреда из оперы «Трaвиaта» Верди.

Популярность певца быстро растет. Но он хочет еще больше раскрыть свои способности, исполняя именно те песни, которые интересны ему. Поэтому в 1938 году он создает Государственный ансамбль оперы СССР, в котором сам занимается постановкой опер в концертном исполнении. Среди них «Вeртер» Ж. Массне, «Пaяцы» Р. Леонкавалло, «Орфeй» К. Глюка, «Мoцарт и Сaльери» Н.А. Римского-Корсакова, «Кaтеринa» Н.Н. Аркаса, «Джaнни Cкикки» Дж. Пуччини.

Администрация оперного театра уже давно считала Козловского очень неуживчивым и слишком независимым человеком. И этот смелый шаг окончательно решил судьбу Ивана Семеновича. В конце 1930-х годов он был уволен из театра. Но неожиданно для всех за него вступился Сталин, который присвоил ему звание Народного артиста, наградил орденом Ленина и вернул в театр в качестве солиста. Теперь Козловский стал легендой в стране. Его популярность как тенора можно было сравнить только с популярностью Лемешева.

В годы Великой отечественной войны Иван Семенович принимал участие в деятельности концертных бригад, выступал перед бойцами, жителями освобожденных городов.

В репертуаре Козловскиого было более 50 оперных ролей. Среди них наиболее известны Ленский в «Евгeнии Онeгине» П. И. Чайковского, Владимир Галицкий в «Князe Игoре» А. П. Бородина, Царь Берендей в «Cнeгуpoчкe» Н. А. Римского-Корсакова, Лoэнгрин в одноименной опере Р. Вагнера, граф Альмавива в «Сeвильском цирюльникe» Д. Россини, Принц в опере «Любoвь к трeм апельсинaм» С. Прокофьева.

Но вершиной его творчества, безусловно, является партия Юpoдивoгo в «Бopиce Гoдунoвe» М. М. Мусоргского. До ее исполнения Иваном Семеновичем она считалась эпизодической, но он сумел раскрыть в ней неожиданную силу и глубину, которые сделали ее одной из главных в этом произведении. Это стало одним из редчайших примеров в оперном искусстве, когда партия становится неотъемлемой от исполнителя: с тех пор Юродивого из «Бoриса Гoдунова» всегда связывают с именем Козловского.

Иван Семенович Козловский был также неизменным поклонником духовной музыки. Очевидно, это осталось у него с того времени, когда в детстве он пел в монастырском хоре. На протяжении всей своей музыкальной карьеры он старался уделять больше внимания этой теме. Но в те годы это было весьма трудно сделать. Однако Козловскому удалось исполнить и записать довольно много духовных произведений, как русских, так и написанных зарубежными композиторами.

В 54 года певец неожиданно уходит из Большого театра. Вплоть до самых преклонных лет он был в прекрасной физической форме, много занимался спортом. Даже когда Ивану Семеновичу было за семьдесят, он давал ежегодные концерты, исполняя самые сложные произведения российских и зарубежных авторов. Причина его ухода со сцены до сих пор остается неизвестной.

Иван Семенович Козловский скончался 24 декабря 1993 года. На мемориале Новодевичьего кладбища, где похоронен великий артист, выбиты слова посвящения:

“…и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь…”.

Пружина змейка и крепеж для пружины. https://stroimaterial-moskva.ru пескобетон сухая смесь м300 купить в москве.

Комментарии (8) на “Иван Семенович Козловский”

  • Ирина:

    Антон, спасибо, что в наше время можно прочитать статьи о таких великих певцах.
    Что ни вещь в его исполнении, то шедевр. История знает многих великий вокалистов. Но как важно уметь сочетать голос и актерский талант. А какая классическая элегантность в имидже – черный фрак и бабочка… Это у него учились КАК носить фрак. А еще меня потрясает его балетная выразительность. Единственный, наверно, Фауст, который танцевал именно балетную партию..
    Насколько я помню, “козловистки” и ” лемешистки” – так назывались группы фанатов певцов ( очень мило, конечно) постоянно враждовали друг с другом.
    И ведь нельзя сказать, что у И.С Козловсокго был ОЧЕНЬ сильный голос – просто когда человек ТАК себя выкладывает, так проникается всем – вот значит мастерство!
    Как-то мне попадалась в руки книга, название точно не помню, примерно
    ” Музыка – боль и страсть моя” – со статьями певца. Вот где он делится всем, как работал над образом, что происходило в Театре и т.д.
    Это наша русская вокальная школа – как замечательно, что мы о ней вспоминаем..

    • Антон:

      Ирина, спасибо тебе за отзыв, как всегда, проникновенный и чувственный.
      Ты, наверное, причисляешь себя к “козловисткам”, я не ошибаюсь?

  • Ирина:

    Антон, признаюсь, что люблю послушать музыку в достойном исполнении. Люблю, когда это делают профессионалы.
    Но чтобы быть фанатом, вот просто, чтобы жить без этого никак.. не могу такого сказать…( признаюсь очень искренне), так что ни к каким группировкам себя бы не отнесла.
    Но с уважением отношусь к творчеству обоих певцов.

    • Антон:

      Ирина, великолепные слова, снимаю шляпу!

  • Татьяна Беденко:

    Антон! У меня сегодня день открытий! Начнем с того, что я открыла для себя очень интересный блог, Ваш блог! И Вы меня порадовали голосом великого Козловского! Слушая его , мне вспомнилось детство, радио, и оттуда льется голос Козловского! И это произошло в необычный день, который бывает только раз в 4 года и это – Ваш День Рождения! Здорово! Антон, Я искренне поздравляю Вас с чудесным праздником! Мира, процветания, счастья желаю Вам, чтобы Вы всегда радовали своих читателей прекрасными статьями! Еще раз с Днем Варенья!

    • Антон:

      Татьяна, у меня сегодня тоже день открытий. Я открыл для себя многих друзей, которым интересен мой блог и который находят время поздравить меня и пожелать мне много доброго. Вы – одна из таких. Спасибо Вам за это! Буду рад, если мой блог будет для Вас по-настоящему интересен!

  • Гульбану Алиева:

    Антон, поздравляю с днем рождения!

    • Антон:

      Гульбану, спасибо Вам за поздравление.