Фестиваль в Сан-РемоПервые мирные годы после Второй мировой войны в Италии. На месте прежних развалин появляются новые дома, предприятия, целые города. Однако остро чувствуется необходимость и духовного возрождения народа. В стране сейчас много привезенного из-за границы — джаз, твист, румба, самба, танго. Но нужно что-то именно свое, традиционно итальянское. И одним из этапов этого возврата традиций стал фестиваль в Сан-Ремо.

Сан-Ремо — это маленький городок на лигурийском побережье. Он был широко известен во всем мире под названием «Города цветов», и не напрасно. Флористы и цветы этого города принесли ему заслуженную славу. До войны он был также очень известен как один из лучших курортов на побережье Италии. На нем отдыхали представители аристократии и высших слоев общества со всего мира.

Считается, что предшественником фестиваля в Сан-Ремо был Национальный Песенный Фестиваль, прошедший в 1948 и в 1949 годах в Версилье. Больше этот конкурс не проводился из-за финансовых проблем, но он вызвал интерес администратора казино в Сан-Ремо Пьера Буссетти. В свою очередь, Буссетти удалось привлечь к реализации своего нового проекта маэстро Джулио Рацци, директора сети радиовещания RAI. Эта идея, дающая возможность популяризовать свою, национальную песню, пришлась весьма кстати.

Был создан регламент фестиваля. Различным звукозаписывающим студиям, существовавшим тогда в Италии, предложили представить композиции для участия в конкурсе. Всего было получено более 200 песен.

И вот, 29 января 1951 года, в местном казино, фестиваль в Сан-Ремо начал свою историю. Как и планировалось, конкурс транслировался второй программой итальянского радио. Обстановка была совсем не похожа на теперешнюю. Зрители сидели за столиками, которые обслуживали официанты, а артисты выступали со сцены маленького развлекательного заведения. В трехдневном конкурсе тогда участвовали три исполнителя с двадцатью песнями. Первой победительницей фестиваля, ставшего в будущем легендарным, стала Нилла Пицци с песней «Спасибо за цветы».

Очевидно, этой скромной обстановкой объясняется то, что дебют фестиваля не вызвал никакого международного отклика, и даже первые диски появились только спустя две недели после его проведения. Тираж их был совсем небольшим — всего было продано около восьмидесяти тысяч копий. Но время шло, и уже с 1954 года фестиваль транслируется по телевидению, а в 1977 году переезжает в театр «Аристон», где проводится до сих пор.

Конец пятидесятых и шестидесятые годы стали золотыми для Сан-Ремо. Он получает огромную популярность во всем мире. В 1960 году прямую трансляцию смотрели тридцать миллионов телезрителей! С 1964 года в конкурсе участвуют не только итальянцы, но и знаменитости из других стран.

В 1967 году появляется правило, действующее по сей день – каждый исполнитель может участвовать в конкурсе с единственной песней. Вообще, хотя правила фестиваля неоднократно изменялись, два из них существовали всегда: певцы исполняют оригинальные песни, ранее никогда не звучавшие на публике, а авторами этих песен должны быть обязательно итальянцы. И хотя на фестивале были песни и на французском, и на английском языках, написаны они были неизменно итальянскими авторами.

В семидесятых годах фестиваль в Сан-Ремо переживает большой спад. В числе прочего это было связано и с кризисом в экономике Италии. Самые известные исполнители перестали приезжать на конкурс. В 1975 году из тридцати участников двадцать шесть были дебютантами, и было продано только сорок пять тысяч пластинок.

Эпоха возрождения Сан-Ремо началась в восьмидесятых годах. Тогда фестиваль стал все больше походить на телешоу, чем на конкурс. Однако это нисколько не уменьшает интереса публики к фестивалю. Он объединяет участников самых разных музыкальных направлений. На одинаковых условиях соревнуются знаменитые артисты и начинающие таланты.

Многие лауреаты фестиваля в Сан-Ремо стали настоящими суперзвездами. В их числе Аль Бано и Ромина Пауэр, победители 1984 года, и занявший первое место в 1986 году Эрос Рамазотти.

Необычайная популярность фестиваля захватила даже СССР. На телевидении появились отдельные его эпизоды, а в середине восьмидесятых многие известные итальянские звезды, в том числе Аль Бано и Ромина Пауэр, Тони Эспозито, Тото Кутуньо, Пупо, Рикки Э Повери приглашаются на гастроли в Москву и Ленинград.

Сейчас фестиваль песни в Сан-Ремо — один из старейших в Европе. Он стал прототипом Еврофестиваля, который потом стали называть Евровидением.

Комментарии (4) на “Фестиваль в Сан-Ремо”

  • Лилия:

    У фестиваля в Сан-Ремо такая история, а о нем знают немногие. Может, и хорошо, что соблюдается правило сохранять авторство за итальянцами, иначе не появилось бы Евровидение, а так, есть несколько конкурсов.

  • Ольга:

    очень хочется на фестиваль в Сан-Ремо! такой праздник красивый !!! супер!

  • Ирина:

    Да, великие итальянцы. Как они по праву гордятся свой музыкой. А фестивали в Сан-Ремо- это всегда событие. Престижность его до сих пор на самом высоком уровне.
    Антон, прочитала и послушала все с удовольствием. Вот бы и правда побывать там на таком фестивале и все в живую услышать. По телевидению смотреть – это одно, а когда вот так, в живом исполнении – не сравнить ведь ни с чем.
    Говорят, мечты сбываются?
    А историю фестиваля перечитала с большим удовольствием. Душевно очень. Спасибо.

    • Антон:

      Ирина, мечты сбываются, это правда. Буду рад, если эта твоя мечта сбудется!