Гилельс– один из величайших пианистов своего времени. Своим творчеством он сумел по-новому раскрыть содержание произведений классической музыки самых разных времен. Его особая, не сравнимая ни с какой другой манера исполнения, всегда содержащая в себе силу и глубину, притом не лишенная лиричности и деликатности исполнения, неизменно отмечалась всеми критиками и ценителями творчества замечательного музыканта.
Эмиль Григорьевич Гилельс родился 6(19) октября 1916 года в Одессе. Его отец работал на фабрике, мать была домохозяйкой. Еще в семье Гилельсов была дочь Елизавета, на 3 года младше Эмиля.
Первым преподавателем игры на фортепиано у Гилельса стал Яков Исаакович Ткач. Тогда мальчику было пять с половиной лет. Он быстро добился значительных успехов и уже в мае 1929 года дал свой первый концерт, на котором исполнил музыку Листа, Шопена и Скарлатти.
В следующем году Эмиль поступил в Одесский Институт музыки (теперь Одесская консерватория). Там он учился у Берты Михайловны Рейнгбальд. Позже выдающийся артист писал:
«… истинным моим музыкальным воспитателем была Берта Михайловна… она умела выявить сильные стороны учеников и пробудить в них стремление раскрыть лучшие свои черты».
Год спустя он познакомился с Артуром Рубинштейном, который так вспоминал об их первой встрече:
«Когда я был в Одессе, ко мне привели мальчика, который сыграл на рояле несколько произведений Бетховена и Равеля. Игра мальчика по силе и технике произвела на меня потрясающее впечатление. Этот мальчик был Эмиль Гилельс…»
В 1935 году он окончил Одесскую консерваторию, переехал в Москву и поступил в acпиpaнтypy Mocкoвcкoй кoнcepвaтopии в клacc Генриха Нейгауза. Во второй половине 1930-х годов появляются первые успехи на международной сцене. В 1936 году Гилельс занимает второе место на конкурсе в Вене, уступив только Якову Флиеру, а в 1938 году выигрывает конкурс имени Эжена Изаи в Брюсселе. Этот успех советского артиста вызвал целую волну восторга на его Родине. Можно без преувеличения сказать, что Гилельс стал национальным героем.
В том же году Эмиль Григорьевич стал преподавателем консерватории в качестве ассистента у Нейгауза. В 1952 году он получает должность профессора и остается на этой работе до 1974 года.
С этого времени Гилельс дает концерты постоянно, как в СССР, так и за рубежом. И даже в годы Великой Отечественной войны Эмиль Григорьевич не прекращает своей концертной деятельности, выступая в блокадном Ленинграде на самых разных «сценах» – на аэродромах, в цехах заводов, в госпиталях.
В 1960 – 1970-х годах Гилельс проводил на гастролях до девяти месяцев в году. В 1981 году в Амстердаме после очередного концерта он перенес инфаркт. Однако великий пианист вернулся к концертной деятельности.
В репертуаре Эмиля Григорьевича огромное количество произведений самых разных авторов, от Иоганна Себастьяна Баха и Доменико Скарлатти до современников – А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, С. Прокофьева. Однако самое большое значение в его творчестве всегда имели произведения Бетховена. Гилельс постоянно исполнял все его фортепианные концерты и делал их записи.
За свои выдающиеся заслуги Эмиль Григорьевич Гилельс удостоен Сталинской премии 1946 года, Ленинской премии 1962 года, премии Роберта Шумана 1973 года, звания Hapoднoгo apтиcтa CCCP в 1954 гoдy и звания Гepoя Coциaлиcтичecкoгo Tpyдa в 1976 году, награжден двумя Орденами Ленина в 1961 и 1966 годах, французским Орденом заслуг в культуре и искусстве в 1967 году, бельгийским Орденом Леопольда I в 1968 году. Он удостоен звания почетного члена Kopoлeвcкoй aкaдeмии мyзыки в Лoндoнe с 1967 года, почетного профессора Будапештской консерватории с 1968 года и почетного академика римской академии “Санта Чечилия” с 1980 года.
Последний концерт Гилельса состоялся в сентябре 1985 года в Хельсинки.
Зачем психологическая помощь детям.
Вы для меня открыли Эмиля Гилельса, спасибо!
Замечательная статья и видео о талантливом музыканте Эмиле Гилельсе.
Даже стыдно стало. Ничего не знала. Спасибо за рассказ.
Статья хорошая, как по содержанию, так и по оформлению. Спасибо.
Интересная жизнь талантливого музыканта Эмиля Гилельса. Особенно понравилась видео, где он исполняет Фантазию Моцарта. Его руки, которые плавно нажимают клавиши.
Гилельс – это удивительно тонкое понимание музыки и волшебное исполнение. Это грандиозная мощь в сочетании с необыкновенной певучей лирикой. Такой талант дается единицам -это уровень, к которому стремится каждый начинающий пианист
Это просто открытие для меня.Спасибо за видео
Всегда восхищался такими людьми. Единицы достигают такого уровня исполнения.
Я будто снова в детство вернулась. В музыкальную школу.
Много не знал об Э. Гилельсе. Спасибо за познавательную статью!
Последнее время пересматриваю свое отношение к классической музыке. Может быть возраст виноват?
По-моему, не совсем верно ставить отношение к музыке в зависимость от возраста. Настоящее искусство не предназначено для каких-то конкретных возрастов. Просто взгляды могут меняться.
Наверное, деление музыки на классическую и современную весьма условно. Любое незаурядное музыкальное произведение, в том числе, и написанное в наши дни, со временем становится классикой.
Гилельс – блестящий пианист. Спасибо, послушал с удовольствием.
Гилельс – это целая планета, и я бесконечно счастлива, что смогла насладиться его игрой вживую. Дома с благоговением храню пластинки с его записями, а исполнение им Первого концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковского -это шедевр: столько глубины, мощи и лиризма одновременно.
Спасибо автору. Может быть, кто-то из непосвящённых случайно заглянет на страничку и останется, покорённый ВЫСОКИМ ИСКУССТВОМ.
Классическая музыка успокаивает.
Антон, спасибо за статью и за музыкальные публикации.
Для всех музыкантов настоящих Эмиль Гилельс – это эталон. Эталон сдержанности, интеллигентности, выдержанности, глубины мысли, постижения всего и многого другого.
Как-то читала интервью с ним. Рассказывал он, что в детстве очень мало спал и любил доставать линейку и дирижировать. И если мама его заставала за этим занятием, то очень тревожилась…
Детские мысли – и уже поглощение музыкой.
В его исполнении нет никогда вычурности, изнеженности. Все настолько достойно по-мужски…Здоровая энергия и ум, еще раз повторюсь – необыкновенный интеллект и благородство.
Ирина, спасибо тебе за отзыв. Я рад, что тебе понравилась статья.
Антон, вот зашла сегодня и еще раз послушала и Бетховенский концерт и Баха. Потрясающе все-таки…Насколько мудро и благородно. К остальному вернусь завтра.
Ирина, приятно читать такие отзывы! Возвращайся обязательно!
Антон, я опять на этой статье. Сегодня слушала только концерт Бетховенский. Прямо такая ностальгия – когда-то его играла сама. Все до боли знакомо, каждая нота. Какое исполнение …