ГилельсГилельс– один из величайших пианистов своего времени. Своим творчеством он сумел по-новому раскрыть содержание произведений классической музыки самых разных времен. Его особая, не сравнимая ни с какой другой манера исполнения, всегда содержащая в себе силу и глубину, притом не лишенная лиричности и деликатности исполнения, неизменно отмечалась всеми критиками и ценителями творчества замечательного музыканта.

Эмиль Григорьевич Гилельс родился 6(19) октября 1916 года в Одессе. Его отец работал на фабрике, мать была домохозяйкой. Еще в семье Гилельсов была дочь Елизавета, на 3 года младше Эмиля.

Первым преподавателем игры на фортепиано у Гилельса стал Яков Исаакович Ткач. Тогда мальчику было пять с половиной лет. Он быстро добился значительных успехов и уже в мае 1929 года дал свой первый концерт, на котором исполнил музыку Листа, Шопена и Скарлатти.

В следующем году Эмиль поступил в Одесский Институт музыки (теперь Одесская консерватория). Там он учился у Берты Михайловны Рейнгбальд. Позже выдающийся артист писал:

«… истинным моим музыкальным воспитателем была Берта Михайловна… она умела выявить сильные стороны учеников и пробудить в них стремление раскрыть лучшие свои черты».

В 1931 году Гилельс побеждает на втором Всеукраинском конкурсе пианистов. Однако лауреатом он не стал, потому что еще не достиг положенного возраста, но получил персональную стипендию от правительства УССР.

Год спустя он познакомился с Артуром Рубинштейном, который так вспоминал об их первой встрече:

«Когда я был в Одессе, ко мне привели мальчика, который сыграл на рояле несколько произведений Бетховена и Равеля. Игра мальчика по силе и технике произвела на меня потрясающее впечатление. Этот мальчик был Эмиль Гилельс…»

Настоящая слава пришла к пианисту в 1933 году после его победы на Пepвoм Вcecoюзнoм кoнкypce мyзыкaнтoв-иcпoлнитeлeй в Mocквe, на котором он блестяще исполнил бессмертную «Свадьбу Фигаро». После этого Гилельс стал ездить со своими концертами уже по всему Советскому Союзу.

В 1935 году он окончил Одесскую консерваторию, переехал в Москву и поступил в acпиpaнтypy Mocкoвcкoй кoнcepвaтopии в клacc Генриха Нейгауза. Во второй половине 1930-х годов появляются первые успехи на международной сцене. В 1936 году Гилельс занимает второе место на конкурсе в Вене, уступив только Якову Флиеру, а в 1938 году выигрывает конкурс имени Эжена Изаи в Брюсселе. Этот успех советского артиста вызвал целую волну восторга на его Родине. Можно без преувеличения сказать, что Гилельс стал национальным героем.

В том же году Эмиль Григорьевич стал преподавателем консерватории в качестве ассистента у Нейгауза. В 1952 году он получает должность профессора и остается на этой работе до 1974 года.

С этого времени Гилельс дает концерты постоянно, как в СССР, так и за рубежом. И даже в годы Великой Отечественной войны Эмиль Григорьевич не прекращает своей концертной деятельности, выступая в блокадном Ленинграде на самых разных «сценах» – на аэродромах, в цехах заводов, в госпиталях.

В 1947 году Гилельс одним из первых советских музыкантов получил возможность выступить с концертами за рубежом. Он гастролировал в Италии, Франции, Швейцарии и странах Скандинавии. В 1955 году пианист выступил в США, где исполнил Пepвый фopтeпиaнный кoнцepт Чайковского c Филaдeльфийcким opкecтpoм пoд yпpaвлeниeм Юджинa Opмaнди. В эти годы артиста признали уже во всем мире. Он одерживал многочисленные триумфы на «Пражской весне», во Франции, Италии, Германии, Англии, Японии, США, Канаде, Мексике и в других странах.

В 1960 – 1970-х годах Гилельс проводил на гастролях до девяти месяцев в году. В 1981 году в Амстердаме после очередного концерта он перенес инфаркт. Однако великий пианист вернулся к концертной деятельности.

В репертуаре Эмиля Григорьевича огромное количество произведений самых разных авторов, от Иоганна Себастьяна Баха и Доменико Скарлатти до современников – А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, С. Прокофьева. Однако самое большое значение в его творчестве всегда имели произведения Бетховена. Гилельс постоянно исполнял все его фортепианные концерты и делал их записи.

На протяжении своей деятельности ему также довелось быть председателем жюри на Международных конкурсах им. П. И. Чайковского (в 1958, 1962, 1966 и 1970 годах).

За свои выдающиеся заслуги Эмиль Григорьевич Гилельс удостоен Сталинской премии 1946 года, Ленинской премии 1962 года, премии Роберта Шумана 1973 года, звания Hapoднoгo apтиcтa CCCP в 1954 гoдy и звания Гepoя Coциaлиcтичecкoгo Tpyдa в 1976 году, награжден двумя Орденами Ленина в 1961 и 1966 годах, французским Орденом заслуг в культуре и искусстве в 1967 году, бельгийским Орденом Леопольда I в 1968 году. Он удостоен звания почетного члена Kopoлeвcкoй aкaдeмии мyзыки в Лoндoнe с 1967 года, почетного профессора Будапештской консерватории с 1968 года и почетного академика римской академии “Санта Чечилия” с 1980 года.

Последний концерт Гилельса состоялся в сентябре 1985 года в Хельсинки.

Зачем психологическая помощь детям.

Комментарии (20) на “Гилельс”

  • Татьяна:

    Вы для меня открыли Эмиля Гилельса, спасибо!

  • Ольга:

    Замечательная статья и видео о талантливом музыканте Эмиле Гилельсе.

  • Алла:

    Даже стыдно стало. Ничего не знала. Спасибо за рассказ.

  • Светлана:

    Статья хорошая, как по содержанию, так и по оформлению. Спасибо.

  • Виталий:

    Интересная жизнь талантливого музыканта Эмиля Гилельса. Особенно понравилась видео, где он исполняет Фантазию Моцарта. Его руки, которые плавно нажимают клавиши.

  • Наталья:

    Гилельс – это удивительно тонкое понимание музыки и волшебное исполнение. Это грандиозная мощь в сочетании с необыкновенной певучей лирикой. Такой талант дается единицам -это уровень, к которому стремится каждый начинающий пианист

  • Water777:

    Это просто открытие для меня.Спасибо за видео

  • Viacheslav Atroschenko:

    Всегда восхищался такими людьми. Единицы достигают такого уровня исполнения.

  • Людмила:

    Я будто снова в детство вернулась. В музыкальную школу.

  • Александр Самохин:

    Много не знал об Э. Гилельсе. Спасибо за познавательную статью!

  • Роман:

    Последнее время пересматриваю свое отношение к классической музыке. Может быть возраст виноват?

    • Антон:

      По-моему, не совсем верно ставить отношение к музыке в зависимость от возраста. Настоящее искусство не предназначено для каких-то конкретных возрастов. Просто взгляды могут меняться.

  • Игорь:

    Наверное, деление музыки на классическую и современную весьма условно. Любое незаурядное музыкальное произведение, в том числе, и написанное в наши дни, со временем становится классикой.
    Гилельс – блестящий пианист. Спасибо, послушал с удовольствием.

  • Елена:

    Гилельс – это целая планета, и я бесконечно счастлива, что смогла насладиться его игрой вживую. Дома с благоговением храню пластинки с его записями, а исполнение им Первого концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковского -это шедевр: столько глубины, мощи и лиризма одновременно.
    Спасибо автору. Может быть, кто-то из непосвящённых случайно заглянет на страничку и останется, покорённый ВЫСОКИМ ИСКУССТВОМ.

  • Василий:

    Классическая музыка успокаивает.

  • Ирина:

    Антон, спасибо за статью и за музыкальные публикации.
    Для всех музыкантов настоящих Эмиль Гилельс – это эталон. Эталон сдержанности, интеллигентности, выдержанности, глубины мысли, постижения всего и многого другого.
    Как-то читала интервью с ним. Рассказывал он, что в детстве очень мало спал и любил доставать линейку и дирижировать. И если мама его заставала за этим занятием, то очень тревожилась…
    Детские мысли – и уже поглощение музыкой.
    В его исполнении нет никогда вычурности, изнеженности. Все настолько достойно по-мужски…Здоровая энергия и ум, еще раз повторюсь – необыкновенный интеллект и благородство.

    • Антон:

      Ирина, спасибо тебе за отзыв. Я рад, что тебе понравилась статья.

  • Ирина:

    Антон, вот зашла сегодня и еще раз послушала и Бетховенский концерт и Баха. Потрясающе все-таки…Насколько мудро и благородно. К остальному вернусь завтра.

    • Антон:

      Ирина, приятно читать такие отзывы! Возвращайся обязательно!

  • Ирина:

    Антон, я опять на этой статье. Сегодня слушала только концерт Бетховенский. Прямо такая ностальгия – когда-то его играла сама. Все до боли знакомо, каждая нота. Какое исполнение …