Песни Юлия Кима слышал буквально каждый. Но далеко не каждый знает, где именно он мог их слышать. А ведь песни к фильмам «Бyмбapaш», «Чeлoвeк c бyльвapa Kaпyцинoв», «Oбыкнoвeннoe чyдo», «Cвaтoвcтвo гycapa», «Двeнaдцaть cтyльeв», «Дyльcинeя Toбoccкaя» и многим другим написаны именно Юлием Михайловым (под этим псевдонимом работал Юлий Черсанович).
А взять псевдоним ему пришлось не от хорошей жизни. Он был активным участником диссидентского движения и, чтобы продвигать свои сочинения, ему пришлось работать под чужой фамилией.
Юлий Черсанович Ким родился 23 декабря 1936 г. в Москве. В 1938 году его отец, переводчик с корейского языка Ким Чер Сан, был репрессирован и расстрелян, а мать, учительница русского языка и литературы Нина Валентиновна Всесвятская, сослана. В 1946 году, после ссылки, она вместе с сыном недолго жила в Калужской области, в городе Малоярославце, а вскоре уехала с ним в Туркмению. Только в 1954 году семья смогла вернуться в Москву.
В 1959 году Юлий Ким окончил Mocкoвcкий гocyдapcтвeнный пeдaгoгичecкий инcтитyт им. B. И. Лeнинa, по специальности «пpeпoдaвaтeль pyccкoгo языкa, литepaтypы, иcтopии и oбщecтвoвeдeния». По распределению уехал на Камчатку, в поселок Ильпырский Карагинского района, где работал до 1963 года.
В 1966 году он женился на Ирине Петровне Якир. Ее дед, легендарный командарм И. Э. Якир, в свое время также не избежал репрессий. Ее отца, известного правозащитника и диссидента, арестовали в 14 лет, и на свободу он вышел только в 32 года.
Предыдущий, 1965 год, стал переломным в жизни Юлия Черсановича. Он стал активным участником правозащитного движения. В течение 1967 – 1969 годов он подписывал многие коллективные письма, адресованные властям, в которых содержались требования соблюдения прав человека. В январе 1968 года вместе с И. Габаем и со своим тестем П. Якиром Юлий Ким стал соавтором известного обращения «K дeятeлям нayки, кyльтypы и иcкyccтвa» о преследованиях инакомыслящих в СССР.
В эти годы появляются его песни, сюжеты которых можно назвать «диссидентскими». В иносказательной форме они содержат критику образа жизни, в котором рядовой человек целиком зависит от воли правительства, фактически являющегося диктатором страны. Впрочем, смысл этих песен достаточно прозрачен, и это еще больше привлекает к нему, как к «ненадежному человеку», внимание властей.
Но и здесь все было непросто. Начиная с 1969 года, ему пришлось взять псевдоним Юлий Михайлов. Только под ним он смог появляться в афишах спектаклей и титрах кинофильмов. Но печататься ему не разрешали даже под псевдонимом.
Лишь в 1985 году Юлий Черсанович получил возможность представить все свои ранее запрещенные книги, песни и пьесы под настоящим именем. Тогда вышел первый альбом его песен — «Рыба-кит», сразу завоевавший огромную популярность.
Затем он принял участие в спектакле по собственной пьесе «Hoй и eгo cынoвья» в качестве исполнителя главной роли. А уже в 1988 году вышла его первая книга.
Юлий Ким — автор более 200 песен к 40 спектаклям и 50 фильмам, 13 книг и более 20 компакт-дисков, а также более 20 пьес, в которых часто выступал и в качестве автора музыки и песен.
Еще Юлий Черсанович – автор перевода с французского языка текстов к мюзиклу “Hoтp-Дaм”.
Но основным его делом до сих пор остается создание и исполнение песен под гитару. Он постоянно выступает с концертами по всей России, а также за рубежом, в том числе в США, Германии, Франции, Израиле, Дании.
Ну надо же такие известные вещи, а я о нем ни чего не знала.
Знаю и очень люблю песни Юлия Кима,они такие проникновенные и очень душевные. Спасибо за отличную статью.
Уно моменто – помню-помню))) Не знала, что это его песня))
Очень познавательная статья. Никогда бы не подумал, что автором некоторых песен, которые на слуху у народа является Ю. Ким.
Валерий, неужели Вы настолько невысоко ценили талант Кима, что даже не допускали такой возможности?
Судя по комментариям, Ким, как и Дулов и многие другие барды, “неизвестный автор известных народных песен”!
Только вчера случайно купил его двухтомник “Однажды Михайлов”, 2004.
Есть уже многое, не могу найти поэму, посвященную Дню защиты детей (1980 ?).
И еще – песни к спектаклям в Новосибирской школе. Где-то (у кого-то) есть?
Хорошие песни! спасибо!
Интересно было узнать историю жизни Юлия Черсановича.Многих фактов не знал.
Замечательный человек, автор, который посвятил свою жизнь творчеству. Спасибо.
Интересный, творческий человек. Песни люблю, а вот некоторые факты биографии прочитала впервые, спасибо!
Фильмы и песни, действительно, очень известные. Однако, я ничего не знала об авторе этих песен. Спасибо за информацию!!
Спасибо за музыку для души. В годы моего студенчества в Казани был очень хороший клуб бардовской песни.Приходилось бывать на концертах и Юлия Кима, до сих пор храню пластинку “Рыба-кит”.
Надо же! Я и не знала, кто автор этих известных песен! Спасибо за новую информацию!
Хорошие, добрые песни.
Умные песни, очень уважаю Кима, тем более, что я окончила тот же факультет того же института, что и он. Так что в студенческие годы его песни под гитару пели
Марина, я уверен, что Вы уважали бы Кима в любом случае, даже если бы учились в разных местах.
Спасибо за рассказ о таком интересном человеке, как Юлий Ким. Уно моменто недавно пели в караоке.
В 60-тые годы надо было быть отважным человеком, чтобы перечить аппарату! А он еще умудрялся в это время писать прекрасные и добрые песни, многие из которых до сих пор поют.
Очень люблю фильм “Обыкновенное чудо” ,не знала что песни к нему написал Юлий Ким. Спасибо за статью, очень понравилась. Песни добрые
Алена, спасибо Вам за интересные комментарии к моим статьям. Приятно иметь постоянного посетителя. Ваш сайт мне очень понравился!
Получается, что тоже являюсь давним поклонником таланта Ю.Кима, даже не зная его авторства. Имею ввиду музыку из фильмов “Обыкновенное чудо” и “12 стульев”.
Два необходимых замечания к этой компиляции:
1) Псевдонимом Юлия Черсановича в течение 16 лет был “Ю. Михайлов” – именно так, без “расшифровки”, так что додумывание тут излишне. Кстати, и “скрываться” под этим псевдонимом также было бессмысленно – это была такая “игра” с органами, кому надо, тот знал, кто стоит за псевдонимом. Почитайте хотя бы собственно-Кимовское “Моя жизнь в искусстве кино” (Иерусалимский журнал, № 40, 2011)…
2) Ким написал тексты всех песен к фильму “Формула любви” – кроме “Уно моменто”, по его собственным словам, эта честь принадлежит Геннадию Гладкову, а сам он от неё долго отбивался и даже просил особо указать это в титрах.
Три замечания к Вашим замечаниям, Игорь.
1. Я действительно нигде не видел псевдонима Юлия Черсановича в виде “Юлий Михайлов”. Однако вполне логично предположить, что инициал Ю. здесь возник не случайно. Ассоциация с именем возникает совершенно естественно. Это можно назвать гипотезой, но никак не “додумыванием”, как Вы изволили выразиться.
2. В моей статье нигде не указано, что Ким “скрывался” под этим псевдонимом. Совершенно согласен с Вашим мнением о том, что “кому надо, тот знал, кто стоит за псевдонимом”. Тем не менее, именно наличие псевдонима дало возможность Юлию Черсановичу работать в кино. Цитата из упомянутой Вами статьи: “…никакие контракты с антисоветчиком Ю. Кимом были невозможны. Для «Ю» требовалось другое продолжение.”
3. Текст “Уно моменто” написал именно Ким. Гладков является автором музыки к этой песне. Вообще, странно предполагать, что даже такой замечательный композитор, как Гладков, возьмется писать тексты на чужом языке в то время, когда рядом работает профессиональный филолог.