Чарли Паркера многие называют отцом современного джаза. Он часто был настолько же невыносим в личной жизни, насколько великолепен на сцене. Его привычка ставить себя выше других стала для него роковой: он так и не смог раскрыть до конца весь свой талант.
Неуживчивый характер Паркера, пренебрежительное отношение к партнерам и частое пребывание в клиниках сделали его карьеру очень трудной и неровной. Тем не менее, в современном джазе он всегда пользовался неизменным уважением.
Чарли Паркер (Charles (Charlie) Parker) родился 29 августа 1920 гoда в пригороде Канзас-Сити. Его отец, Чарльз Паркер-старший, был провинциальным певцом и танцором. Через восемь лет его семья перебралась в негритянское гетто в центре города. Там Паркер-старший хотел найти работу. Однако это ему не удалось, и через гoд Паркер-старший ушел из семьи.
Мать Чарли, Эдди Паркер, как могла, старалась скрасить его тяжелое детство. Одним из ее подарков сыну, определившим всю его судьбу, был старенький альт-саксофон, купленный за 45 долларов.
Паркер начал учиться играть самостоятельно, без учебников и преподавателей. Он занимался по 11-15 часов в день. Неуживчивым характером Чарли обладал уже с детства, поэтому он даже отказывался от помощи мастеров джаза, которую они ему предлагали.
В 15 лет Чарли оставил школу и стал заниматься музыкой профессионально. Он играл в различных джаз-бэндах, выступал в ночных клубах.
В 17 лет Паркер познакомился с наркотиками. Эта зависимость уже не отпускала его до конца жизни. Когда он пытался избавиться от нее, его тут же притягивал алкоголь.
В конце 1938 гoда Чарли принимают в оркестр пианиста Джея Мак-Шенна, в котором он выступал более трех лет. В 1940 гoду оркестр записал несколько пьес для радио. Эти записи стали первыми в музыкальной карьере Паркера. У Мак-Шенна он стал настоящим мастером, но чувствовал, что своего стиля ему здесь не найти.
В феврале и марте 1945 гoда Чарли Паркер вместе с Диззи Гиллеспи сделал целую серию записей, в которых прозвучал во всем блеске новый стиль — бибоп. Паркер стал королем этого стиля. Он был на вершине успеха, им восхищались и публика, и музыканты. Своеобразной «визитной карточкой» Паркера стала одна из его лучших композиций – «Koko». Она появилась в самом начале эпохи бопа, на одном из его выступлений в ноябре 1945 гoда.
Разумеется, Паркер обладал высочайшей техникой исполнения, но кроме этого в его игре было нечто, присущее ему одному. Он был способен путем интерпретации извлечь из своего инструмента почти неуловимые переливы звука, которые невозможно описать никакими нотными знаками. Темы Чарли Паркера, как правило, являлись лишь короткими эпизодами музыкальных произведений, но именно они делали эти композиции неповторимыми.
Однако психическое расстройство уже оставило неизгладимый след на личности Паркера.
Гиллеспи уже твердо чувствовал, что их дальнейшее сотрудничество не даст никаких результатов. Многие другие музыканты, которые прежде мечтали работать с Чарли на одной сцене, уже не могли больше терпеть его пренебрежительного и высокомерного отношения. Прежние соратники великого мастера уходили от него. И хотя на протяжении еще нескольких лет ему удавалось делать блестящие записи, было ясно, что конец его карьеры близок.
Чарли Паркер умер от цирроза печени и язвы желудка 12 марта 1955 гoда. Тогда ему еще не исполнилось тридцати пяти лет. Он унес с собой огромную часть своего таланта, которую не успел выразить для своих почитателей.
Большое спасибо получила большое удовольствие прочитав статью. Много раз читала про него, но у Вас так хорошо все описано много нового узнала Чарли Паркере.
Почему нет на сайте +1?
Галина, рад, что Вам понравилось. +1 еще нет, потому что сайт еще молодой, опыта не хватает, поэтому не хватает и времени везде успевать. Но будет и +1! Спасибо Вам за совет.
Люблю джаз! Сейчас послушал музыку, отдохнул! Спасибо! Буду почаще к Вам заходить!
Люблю джаз! Сейчас послушал музыку, рвсслабился с чашечкой кофе! Спасибо, буду заглядывать почаще!
Не фанатка джаза. Но с большим интересом прочитала про судьбу Чарли Паркера. Не простая. Тем не менее человек нашел свое призвание и посвятил любимому делу всю свою жизнь.
Приятная музыка
Великолепная идея сайта. Мне очень нравится, ненавязчивый дизайн, прекрасно начали сайт с легендарных имен. У Вашего сайта огромное будущее, не оставляйте идею и добьетесь вершин.
С уважением к Вашей работе,
Игорь
Спасибо, Игорь, за высокую оценку. Обязательно буду стараться идти дальше.
Хорошая статья о жизни музыканта. Если вы этим живете (темой сайта), то обязательно все получится.
Сергей, спасибо за такие слова! Пусть и у Вас все получается!
Я как-то купила диск Чарли Паркера только из-за того, что встретила его прототип в художественной книге (сейчас уже не помню какой). Не скажу, что сразу его поняла, но это интересно.
Мария, но хоть потом-то Вы его поняли? Это было бы здорово.
Полная , очень содержательная и интересная статья,Антон,с удовольствием прочитала.
Прекрасный дизайн сайта, желаю Вам успеха!
Галина, Вы неизменный почитатель моего сайта! Спасибо за пожелания!
Люди-легенды, Чарли Паркер гениальный. Кстати, гениальные люди тем и гениальны, что у них все доведено до крайности, они на гребне волны всегда. И это проходит через все их творчество и жизнь Примеров много ..Моцарт , Высоцкий………………
Согласен с Вами, Инна. Из-за этой крайности таким людям зачастую бывает очень трудно в середине, в обычной, “земной” жизни.
Талант является следствием жизни его обладателя, доведенной до крайности.
Для меня очень ценны и важны Ваши профессиональные комментарии.
Спасибо Петр, за Ваши добрые отзывы и комментарии.
Джаз – это жизнь, человек жил джазом, любил и передавал через джаз свою любовь окружающим, Чарли Паркер – очень яркая личность для своего да и для нашего времени
Виртуозно играет. Паркер – талант безоговорочный.
Ну а характер – творческие люди все с характером,
правда, не все талантливы.
Чарли Паркер – однин из самых влиятельных музыкантов в истории джаза, положивший начало стилю бибоп.
Душевная музыка!
Отличная статья, спасибо и удачи Вам.
Николай, спасибо за отзыв и пожелание. И Вам удачи.
Статья о Чарли Паркере еще раз доказывает, что гордыня это зло. Спасибо за интересную статью.
Андрей, не все так однозначно. Человек, особенно выдающийся – сложная натура. Бывает так, что тот, кто чувствует себя неуютно в нашем мире, уходит в себя, отгородившись от всего, а бывает, что выплескивает все неприятие окружающего с огромной энергией, особенно если это сильный духом человек. В обоих случаях это только попытка защититься от мира, который кажется чужим. Вполне возможно, что с Чарли Паркером было именно так.
Очень люблю американский джаз. Спасибо за статью и музыку!
Джаз – это потрясающий мир. его нельзя не любить. Огромное Вам спасибо. получила такое удовольствие…
Я вот все удивляюсь, как за 35 лет жизни успеть оставить такой след в жизни и в музыке. Наверно, если про джаз говорить, то тут два подлинных гения – Чарли Паркер и Луи Армстронг. Потрясающе -талантливые оба и две противоположности. Наверно, у всех гениев такая непростая судьба и часто короткая жизнь. Ну нельзя такое творить, не щадя себя, не принимая какие – то допинги. Не будь он таким тираном, точно не заработал бы себе язву и цирроз.
Послушала все с удовольствием. Талантище – что тут скажешь. Отличные видео. Просто очень.
Знаешь, Ирина, насчет количества подлинных гениев я не столь категоричен. Достаточно упомянуть того же Диззи Гиллеспи. Он также достоин такого звания.
Антон, ну как же, я и не была столь категоричной…
Тут еще много очень ярких имен можно привести. Не об этом речь, наверно…
Ирина, значит, наши с тобой мнения совпадают!
как скачать всё это на флешку?
Никита, видео находится Вконтакте, поэтому скачивается прямо из него очень просто (гугл Вам в помощь). Аудио отсюда скачать не получится – залито специально для сайта.
кратко ,но и объёмно написано о саксофонисте
надежда, я рад, что Вам понравилась статья.