Чарли ПаркерЧарли Паркера многие называют отцом современного джаза. Он часто был настолько же невыносим в личной жизни, насколько великолепен на сцене. Его привычка ставить себя выше других стала для него роковой: он так и не смог раскрыть до конца весь свой талант.

Неуживчивый характер Паркера, пренебрежительное отношение к партнерам и частое пребывание в клиниках сделали его карьеру очень трудной и неровной. Тем не менее, в современном джазе он всегда пользовался неизменным уважением.

Чарли Паркер (Charles (Charlie) Parker) родился 29 августа 1920 гoда в пригороде Канзас-Сити. Его отец, Чарльз Паркер-старший, был провинциальным певцом и танцором. Через восемь лет его семья перебралась в негритянское гетто в центре города. Там Паркер-старший хотел найти работу. Однако это ему не удалось, и через гoд Паркер-старший ушел из семьи.

Мать Чарли, Эдди Паркер, как могла, старалась скрасить его тяжелое детство. Одним из ее подарков сыну, определившим всю его судьбу, был старенький альт-саксофон, купленный за 45 долларов.

Паркер начал учиться играть самостоятельно, без учебников и преподавателей. Он занимался по 11-15 часов в день. Неуживчивым характером Чарли обладал уже с детства, поэтому он даже отказывался от помощи мастеров джаза, которую они ему предлагали.

В 15 лет Чарли оставил школу и стал заниматься музыкой профессионально. Он играл в различных джаз-бэндах, выступал в ночных клубах.

Тогда же Паркер получил свое прозвище «Yаrdbird» («Дoмaшняя птицa»), которое вскоре укоротилось до «Вird» («Птицa»). По одной из версий, Чарли получил его потому, что жареный цыпленок был его любимым блюдом. В дальнейшем это прозвище появлялось в названии таких его произведений, как «Yаrdbird Suitе» и «Вird Fеathers».

В 17 лет Паркер познакомился с наркотиками. Эта зависимость уже не отпускала его до конца жизни. Когда он пытался избавиться от нее, его тут же притягивал алкоголь.

В конце 1938 гoда Чарли принимают в оркестр пианиста Джея Мак-Шенна, в котором он выступал более трех лет. В 1940 гoду оркестр записал несколько пьес для радио. Эти записи стали первыми в музыкальной карьере Паркера. У Мак-Шенна он стал настоящим мастером, но чувствовал, что своего стиля ему здесь не найти.

В начале 1942 гoда Чарли покинул оркестр. Ему пришлось жить в нищенских условиях, но он продолжал играть свою собственную музыку в различных нью-йоркских клубах. И это привело его к успеху. Паркер нашел своих единомышленников. Ими оказались трубач Диззи Гиллеспи и пианист Телониус Монк.

В феврале и марте 1945 гoда Чарли Паркер вместе с Диззи Гиллеспи сделал целую серию записей, в которых прозвучал во всем блеске новый стиль — бибоп. Паркер стал королем этого стиля. Он был на вершине успеха, им восхищались и публика, и музыканты. Своеобразной «визитной карточкой» Паркера стала одна из его лучших композиций – «Koko». Она появилась в самом начале эпохи бопа, на одном из его выступлений в ноябре 1945 гoда.

Разумеется, Паркер обладал высочайшей техникой исполнения, но кроме этого в его игре было нечто, присущее ему одному. Он был способен путем интерпретации извлечь из своего инструмента почти неуловимые переливы звука, которые невозможно описать никакими нотными знаками. Темы Чарли Паркера, как правило, являлись лишь короткими эпизодами музыкальных произведений, но именно они делали эти композиции неповторимыми.

В конце 1945 гoда у Паркера случился первый нервный кризис. Вернуться на эстраду он смог только в начале 1947 гoда. Чарли собрал весь прежний состав своего оркестра и с успехом продолжил свои выступления. В сентябре 1947 гoда он дал триумфальный концерт в Карнеги-Холл. А в 1948 гoду в анкете журнала «Метроном» Чарли Паркер был назван музыкантом гoда.

Однако психическое расстройство уже оставило неизгладимый след на личности Паркера.

Гиллеспи уже твердо чувствовал, что их дальнейшее сотрудничество не даст никаких результатов. Многие другие музыканты, которые прежде мечтали работать с Чарли на одной сцене, уже не могли больше терпеть его пренебрежительного и высокомерного отношения. Прежние соратники великого мастера уходили от него. И хотя на протяжении еще нескольких лет ему удавалось делать блестящие записи, было ясно, что конец его карьеры близок.

Чарли Паркер умер от цирроза печени и язвы желудка 12 марта 1955 гoда. Тогда ему еще не исполнилось тридцати пяти лет. Он унес с собой огромную часть своего таланта, которую не успел выразить для своих почитателей.

Термоусадочные установки.

Комментарии (36) на “Чарли Паркер”

  • Галина:

    Большое спасибо получила большое удовольствие прочитав статью. Много раз читала про него, но у Вас так хорошо все описано много нового узнала Чарли Паркере.
    Почему нет на сайте +1?

    • Антон:

      Галина, рад, что Вам понравилось. +1 еще нет, потому что сайт еще молодой, опыта не хватает, поэтому не хватает и времени везде успевать. Но будет и +1! Спасибо Вам за совет.

  • Александр Ризун:

    Люблю джаз! Сейчас послушал музыку, отдохнул! Спасибо! Буду почаще к Вам заходить!

  • Александр Ризун:

    Люблю джаз! Сейчас послушал музыку, рвсслабился с чашечкой кофе! Спасибо, буду заглядывать почаще!

  • Людмила:

    Не фанатка джаза. Но с большим интересом прочитала про судьбу Чарли Паркера. Не простая. Тем не менее человек нашел свое призвание и посвятил любимому делу всю свою жизнь.

  • Владимир:

    Приятная музыка

  • Игорь:

    Великолепная идея сайта. Мне очень нравится, ненавязчивый дизайн, прекрасно начали сайт с легендарных имен. У Вашего сайта огромное будущее, не оставляйте идею и добьетесь вершин.
    С уважением к Вашей работе,
    Игорь

    • Антон:

      Спасибо, Игорь, за высокую оценку. Обязательно буду стараться идти дальше.

  • Сергей:

    Хорошая статья о жизни музыканта. Если вы этим живете (темой сайта), то обязательно все получится.

    • Антон:

      Сергей, спасибо за такие слова! Пусть и у Вас все получается!

  • Мария:

    Я как-то купила диск Чарли Паркера только из-за того, что встретила его прототип в художественной книге (сейчас уже не помню какой). Не скажу, что сразу его поняла, но это интересно.

    • Антон:

      Мария, но хоть потом-то Вы его поняли? Это было бы здорово.

  • Галина:

    Полная , очень содержательная и интересная статья,Антон,с удовольствием прочитала.
    Прекрасный дизайн сайта, желаю Вам успеха!

    • Антон:

      Галина, Вы неизменный почитатель моего сайта! Спасибо за пожелания!

  • Inna:

    Люди-легенды, Чарли Паркер гениальный. Кстати, гениальные люди тем и гениальны, что у них все доведено до крайности, они на гребне волны всегда. И это проходит через все их творчество и жизнь Примеров много ..Моцарт , Высоцкий………………

    • Антон:

      Согласен с Вами, Инна. Из-за этой крайности таким людям зачастую бывает очень трудно в середине, в обычной, “земной” жизни.

  • Петр:

    Талант является следствием жизни его обладателя, доведенной до крайности.
    Для меня очень ценны и важны Ваши профессиональные комментарии.

    • Антон:

      Спасибо Петр, за Ваши добрые отзывы и комментарии.

  • Сергей:

    Джаз – это жизнь, человек жил джазом, любил и передавал через джаз свою любовь окружающим, Чарли Паркер – очень яркая личность для своего да и для нашего времени

  • Кира:

    Виртуозно играет. Паркер – талант безоговорочный.
    Ну а характер – творческие люди все с характером,
    правда, не все талантливы.

  • Alena:

    Чарли Паркер – однин из самых влиятельных музыкантов в истории джаза, положивший начало стилю бибоп.

  • Александр:

    Душевная музыка!

  • Николай:

    Отличная статья, спасибо и удачи Вам.

    • Антон:

      Николай, спасибо за отзыв и пожелание. И Вам удачи.

  • Андрей:

    Статья о Чарли Паркере еще раз доказывает, что гордыня это зло. Спасибо за интересную статью.

    • Антон:

      Андрей, не все так однозначно. Человек, особенно выдающийся – сложная натура. Бывает так, что тот, кто чувствует себя неуютно в нашем мире, уходит в себя, отгородившись от всего, а бывает, что выплескивает все неприятие окружающего с огромной энергией, особенно если это сильный духом человек. В обоих случаях это только попытка защититься от мира, который кажется чужим. Вполне возможно, что с Чарли Паркером было именно так.

  • Ольга:

    Очень люблю американский джаз. Спасибо за статью и музыку!

  • Нина Маланьина:

    Джаз – это потрясающий мир. его нельзя не любить. Огромное Вам спасибо. получила такое удовольствие…

  • Ирина:

    Я вот все удивляюсь, как за 35 лет жизни успеть оставить такой след в жизни и в музыке. Наверно, если про джаз говорить, то тут два подлинных гения – Чарли Паркер и Луи Армстронг. Потрясающе -талантливые оба и две противоположности. Наверно, у всех гениев такая непростая судьба и часто короткая жизнь. Ну нельзя такое творить, не щадя себя, не принимая какие – то допинги. Не будь он таким тираном, точно не заработал бы себе язву и цирроз.
    Послушала все с удовольствием. Талантище – что тут скажешь. Отличные видео. Просто очень.

    • Антон:

      Знаешь, Ирина, насчет количества подлинных гениев я не столь категоричен. Достаточно упомянуть того же Диззи Гиллеспи. Он также достоин такого звания.

      • Ирина:

        Антон, ну как же, я и не была столь категоричной…
        Тут еще много очень ярких имен можно привести. Не об этом речь, наверно…

        • Антон:

          Ирина, значит, наши с тобой мнения совпадают!

  • Никита:

    как скачать всё это на флешку?

    • Антон:

      Никита, видео находится Вконтакте, поэтому скачивается прямо из него очень просто (гугл Вам в помощь). :) Аудио отсюда скачать не получится – залито специально для сайта.

  • надежда:

    =) кратко ,но и объёмно написано о саксофонисте

    • Антон:

      надежда, я рад, что Вам понравилась статья.