Бамбуковая флейтаНаверняка наши далекие предки часто слышали, как в стволах высохших деревьев гудит ветер. Отсюда им и пришла мысль самим сделать что-то подобное, чтобы радовать слух прекрасными звуками и наслаждаться ими. Так появилась бамбуковая флейта.

Наиболее подходящим материалом для ее изготовления являются бамбук и тростник – они представляют собой готовые трубки, поскольку их стволы внутри полые. Достаточно только обработать материал, чтобы получить законченный инструмент.

Бамбуковая флейта наиболее распространена в Китае и Японии, поскольку именно там это растение встречается чаще всего. А в Центральной Америке флейты издавна изготовлялись из тростника.

Существует несколько основных типов флейт из бамбука.

Китайская традиционная продольная длинная бамбуковая флейта: сяо. В верхней ее половине расположены свисток и шесть игровых отверстий. Сверху корпус флейты закрыт пробкой, и в нем был сделан небольшой срез. Такая конструкция свистка позволяет извлекать плавающий, нежный и мягкий звук, подобный китайской речи. От китайской сяо произошла известная японская флейта сякухати.

Название «сякухати» появилось не случайно. В переводе «сяку» означает фут, а «хати» – восемь. 1,8 японских футов или 54,5 сантиметров – это стандартная длина того варианта флейты, которая появилась в Японии из Китая. Такой инструмент имел 6 игровых отверстий и назывался гагаку сякухати.

В XII веке появился новый вид – тэмпуку сякухати. Он имел иную форму отверстия, был длиннее и тоньше классической сякухати и имел 5 игровых отверстий. Затем, в XVII веке, появилась еще одна форма – хитоегири. Она состояла из одного колена бамбука, тоже имела 5 игровых отверстий, но в отличие от своего предка просуществовала недолго. В XVIII веке она уже практически не встречалась. Еще одна из наиболее распространенных форм – фукэ сякухати. Для нее был характерен утяжеленный расширяющийся конец.

Также имелось множество менее известных видов, отличающихся количеством отверстий, размерами и формой.

Для игры на сякухати применяется особая техника дыхания и движений головы. С ее помошью достигается эффект амплитудного и частотного модулирования звука.

Более того, ее звучание создает неповторимую гармонию сочетания мелодии и едва уловимой вибрации инструмента. Это заметили еще в древние века, и стали использовать бамбуковую флейту для восстановления нормального движения внутренней энергии ци по меридианам тела. Это благотворно действует на организм, восстанавливая и укрепляя здоровье.

Известный средневековый деятель культуры Японии Преподобный Иккю Содзюн (1394—1481), настоятель крупнейшего столичного храма Дайтокудзи, живописец, каллиграф, поэт, философ и религиозный реформатор, сравнивал игру на сякухати со звуковой атмосферой церемонии чаепития. Шум в закипающем котелке, бульканье воды – все это позволяет создать ощущение гармонии и чистоты. То же самое происходит при игре на сякухати. Тогда человеческое дыхание, выйдя через простую бамбуковую трубку из самой глубины души, способствует достижению просветления.

Традиционно сякухати изготавливается вручную из бамбука определённого сорта. Сначала нижняя часть ствола с корешками небольшой длины прогревается на слабом огне, и за счет выделения натуральных масел ствол изменяет свою окраску с зелёной на светло-коричневую. Затем высушенный в течение недели бамбук выдерживают в тёмном месте в течение трёх – шести лет.

После этого отрезают корневую часть, снова прогревают и разрезают на две половины, чтобы убрать перегородки, зачистить внутреннюю поверхность и высверлить игровые отверстия. Кроме того, для более высокого качества звучания ствол покрывается изнутри смесью, состоящую из очень мелкого песка тоноко и лака уруси. Окончательно внутренняя поверхность покрывается несколькими слоями лака. Каждый изготовленный таким способом инструмент обладает присущими только ему особенностями звука.

В центральной Америке распространена тростниковая флейта – кена. Считается, что первоначально она появилась в Андах, на территории нынешних Перу и Боливии. Самый древний экземпляр такой флейты, известный в настоящее время, имеет возраст более 10 тысяч лет.

Согласно легенде, первую кену сделал человек, потерявший свою возлюбленную. В качестве материала он использовал берцовую кость своей любимой, чтобы звучание инструмента всегда напоминало ему голос и плач ушедшей невесты.

Размеры, количество игровых отверстий и формы тростниковых флейт могут сильно различаться, как и у бамбуковых. Самый распространенный вид имеет длину около 30-35 сантиметров. На верхнем конце имеется небольшой вырез, играющий роль мундштука.

Кену чаще всего делают из тростника, но используют и другие материалы: бамбук, дерево, глину, редко – камень. В древности ее также делали из берцовых костей ламы. Кена широко распространена до сих пор, но сейчас практически всегда используют именно классические тростниковые варианты.

Вам понравилась статья? Отметьте ее, пожалуйста!

Комментарии (115) на “Бамбуковая флейта”

Оставить комментарий

Последние статьи по теме

Вы хотите получать новые музыкальные истории себе на почту?

 

Эта кнопка для Вас!

Мой профиль

в Google+

Мой профиль в Google+