Benny GoodmanБенни Гудмен (Benny Goodman) был мастером, во многом ставшим «первым» в истории джаза.

Он стал первым из джазменов, исполнявших классическую музыку. Впервые в истории джаза он пригласил в свой оркестр негритянских исполнителей Лайонела Хэмптона, Тэдди Уилсона и Чарли Крисчиена. В первый раз в истории Гудмен дал джазовый концерт в Карнеги-холле. Его бэнд оказался первым американским оркестром, совершившим поездку в СССР.

Поклонники Гудмэна прозвали его “Королем свинга” и “Патриархом кларнета”. А его вклад в развитие джаза можно сравнить только с достижениями Луи Армстронга.

Benny Goodman (полное имя Benjamin David Goodman — Бенджамин Дэвид Гудмен) родился 30 мая 1909 года в Чикаго. Его родителями были евреи – эмигранты из России. Всего в семье было 12 детей.

Когда Бенни исполнилось 10 лет, он вместе с двумя своими братьями начал ходить в синагогу, в которой был специальный музыкальный класс. Там детям выдавали музыкальные инструменты и учили на них играть всего за 25 центов в неделю. Бенни, как младшему из братьев, достался кларнет. Показав большие музыкальные способности и желание играть, он уже в 12 лет дал свой первый концерт, а еще через два года окончательно решил, что музыка — это его призвание, и бросил школу. Уже в четырнадцать лет будущий великий мастер кларнета зарабатывал выступлениями в чикагских барах и танцклубах.

В августе 1925 года Бенни познакомился с известным в ту пору джазменом Беном Поллаком, который взял его в свой оркестр. Там и появились первые записи будущего Короля свинга: в 1925 году в оркестре, а уже в 1928 — сольные.

В сентябре 1929 года Гудмен уходит из оркестра Поллака и переезжает в Нью-Йорк. Там он начинает свою независимую карьеру: играет в оркестрах на Бродвее, делает записи на радио, собирает небольшие инструментальные ансамбли, в которых исполняет собственные композиции.

Первой его композицией, получившей известность, стала «Oн нe cтoит твoих cлёз» («Не’s Nоt Wоrth Yоur Tеаrs»). Запись была сделана в январе 1931 года при участии певицы Скрэппи Ламберт. Это и стало началом блестящей карьеры Гудмена. В 1934 году уже 4 его композиции попадают в десятку лучших.

Вдохновленный успехом, Бенни собирает собственный джаз-бэнд. Дебют оркестра состоялся 1 июня 1934 года, а еще через месяц инструментальная композиция Гудмена «Лyнный cвeт» (Мооn Glоw) поднялась на вершины хит-парадов. Затем последовали «Вepь мнe» (Таkе Му Wоrd) и «Tpyбa зoвёт тaнцeвaть pэгтaйм» (Вuglе Саll Rаg). Начиная с этого времени и до начала 1940-х годов композиции Бенни все время находились в десятке лучших.

Летом 1935 года Гудмен начал гастролировать по США. Настоящим триумфом стал его концерт в Паломарском зале близ Лос-Анджелеса 21 августа 1935 года. «Эра свинга» ведет свой отсчет именно с этой даты.

А 16 января 1938 года состоялся знаменитый концерт в Карнеги-холле. В этом же году появилась композиция Гудмена «Пoй, пoй, пoй, нo нe зaбyдь и пpo cвинг» («Sing, Sing, Sing (With a Swing)») удостоенная премии «Грэмми».

В течение всей своей карьеры Гудмен сотрудничал с большинством известнейших в ту пору звезд джаза, среди которых Марта Тилтон, Милдред Бэйли, Луиза Тобин, Пегги Ли, Хелен Форрест, Элла Фитцджеральд, Харри Джеймс, Банни Бериген, Джин Крупа, Кути Уильямс, Джи Си Хиггинботем, Рэд Норво, Биг Сид Катлетт, Пинатс Хако и другие.

Интересно, что уже будучи всемирно признанным мастером джаза, Гудмен в 1951 году брал уроки исполнительского искусства. Его учителем стал известный английский кларнетист Реджинальд Келл, приехавший в США.

С 1956 года Гудмен начинает свои гастрольные выступления по всему миру. В 1962 году он приехал в Советский Союз, после чего появился альбом концертных записей «Бeнни Гyдмeн в Mocквe».

В это же время он делает записи некоторых произведений классической музыки, в том числе Аарона Копленда, Франсиса Пуленка, Иоганна Брамса и Клода Дебюсси. В его репертуаре были также “Koнтpacты” (для скрипки, фортепиано и кларнета) Бартока, концерты для кларнета и симфонического оркестра Моцарта, Хиндемита и Копленда.

В 1970-е годы Гудмен собирал оркестры для разнообразных юбилейных и праздничных концертов. В 1971 году в Стокгольме был записан альбом «Бeнни Гyдмeн ceгoдня». Он стал одним из последних крупных проектов великого мастера. А незадолго до смерти Короля свинга его альбом «Пoтaнцyeм!» получил премию «Грэмми».

Бенни Гудмен ушел из жизни 13 июня 1986 года в Нью-Йорке.

Комментарии (16) на “Benny Goodman”

  • Диана:

    Интересно было узнать!

  • Вилен:

    Куда не кинь камень, везде наши корни.

  • Владимир:

    Никогда не увлекался музыкой серьезно , но слушать джаз это наслаждение, настоящее искусство.

  • Гульнара:

    Статья очень интересная. Я узнала столько нового. Давно собиралась сходить на джаз. В ближайшее время обязательно схожу. Спасибо за статью.

  • ladyinz:

    Джаз прекрасен :)

    Спасибо, за хороший музыкальный сайт :)

    • Антон:

      Джаз действительно нельзя сравнить ни с чем. Рад, что Вам понравилось.

  • milona66:

    Спасибо большое за Вашу статью. Мне нравится джаз, но я к стыду не слышала Гудмана. У вас можно и послушать и получить информацию Интересный сайт, творческих Вам успехов!

    • Антон:

      Милона, спасибо Вам за высокую оценку моего сайта и за пожелания.

  • Валерий:

    Отличная статья. Джаз люблю. Успокаивает ни в какое сравнение с современной музыкой

  • Наталья:

    Я не отношу себя к истинным ценителям джаза. Очевидно, есть определенная граница в этом жанре, до которой я его воспринимаю, а после уже – нет. Несомненно, Гарри – виртуоз, обладает поразительным чувством ритма. Такое чувство, будто он “касается” звуков, перебирая их.

  • Кира:

    Мне первая вещь (ролик) понравилась больше всех. Очень красиво…

  • Рафаил:

    Человек легенда!

  • Ирина:

    Да, здорово, когда в 10 лет ты уже профессиональный музыкант. Немногие могут …
    Особенно, если речь идет об импровизации.
    Великий джазовый кларнетист всех времен. Легенда своего времени. Что касается его тяжелого характера, о котором так много пишут, так, наверно, только так и можно держать достойную планку творческим людям.
    Антон, послушала все с удовольствием. Спасибо за статью.

    • Антон:

      Ирина, по-моему, держать достойную планку можно и с другими вариантами характера. Хотя, конечно, и такой вполне имеет право на жизнь.
      Спасибо тебе за отзыв.

      • Ирина:

        Антон, мне тоже такой подход ближе. Но, к сожалению, многие настоящие таланты слишком уж часто обладают именно тяжелым характером.
        Что это? Каприз, несдержанность, мания величия или еще что -то? Наверно, в каждом случае все свое… Но таланту многое прощается в этой жизни. Наверно, и ему самому непросто все… Наверно, многое понимается. По крайней мере, я так предполагаю. Ведь не может быть талантливый человек без рассудка совсем жить. Это уже по-другому называется.

        • Антон:

          Ирина, в комментариях к какой-то другой статье (сейчас уже не вспомню, к какой) уже затрагивалась аналогичная тема. Мне кажется, тогда мне удалось наиболее полно высказать свое мнение. Суть в том, что великим личностям бывает невероятно трудно вогнать себя в рамки окружающего мира, который часто не понимает их, а у них, в свою очередь, восприятие всей действительности совершенно отличается от общепринятого. Исход этого противоречия совершенно непредсказуем. “Нехороший характер” – только один из вариантов, причем довольно благополучный, нередко все заканчивается гораздо печальнее. Таких примеров множество, причем не только в мире музыки.