Русская балалайкаСейчас невозможно точно определить, когда и где появился этот музыкальный инструмент, ставший одним из символов России. Согласно некоторым предположениям, русская балалайка существовала еще до крещения Руси. Тогда ее клали в могилу покойнику, чтобы он мог и после смерти наслаждаться игрой на любимом музыкальном инструменте.

По многим версиям, русская балалайка представляет собой потомок азиатской домбры. Просто с измененной формой, количеством струн и ладов. Все существующие сейчас предположения трудно доказать.

Однако, по самому широкому мнению, балалайка считается русским народным музыкальным инструментом. Даже ее название явно напоминает слова, происшедшие от русского корня: балакать, балаболить, балабонить, балагурить. Более того, один из вариантов ее названия так и звучал: балабайка.

Но и здесь есть различные мнения. Согласно одному из них, слово “балабайка” произошло от турецкого “балаба” – народный музыкальный инструмент, похожий на домбру, с округлой формой.

Так или иначе, наиболее полно этот инструмент сумел выразить все свои качества именно в России.

Первое известное письменное упоминание о балалайке появляется 13 июня 1688 года. Это «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в которой дается распоряжение двум крестьянам

«что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли».

Издавна не существовало никакого эталона для конструкции балалайки. В ней могло быть и две, и три струны. Даже настройка была самой разной, в зависимости от вкуса каждого отдельного исполнителя.

Так продолжалось до конца 19 века, когда помещик из Вышневолоцкого уезда Василий Васильевич Андреев, который всегда интересовался народной музыкой, впервые услышал игру на балалайке. Он сильно заинтересовался этим инструментом, и сам начал активно учиться играть на нем. Вскоре он пришел к выводу, что этот инструмент в том виде, в котором он существовал в те годы, не может раскрыть всех своих возможностей.

Андреев решил взяться за усовершенствование балалайки. Он изготовил чертежи для нового варианта инструмента и начал делать заказы на его изготовление у самых разных столичных мастеров, стремясь получить самое высокое качество звучания.

В 1886 году Андреев впервые выступил перед публикой с инструментом собственной конструкции. Но, продолжая работы по улучшению инструмента, он ищет все новых партнеров по изготовлению балалайки.

Очень успешным было его сотрудничество с петербургским мастером Францем Станиславовичем Пасербским, который сделал первую балалайку для Андреева в 1887 году. Вскоре он изготовил и другие разновидности инструмента: пикколо, альт, бас и контрабас. Все они были созданы специально для оркестра, собранного Андреевым.

Изначально балалайки оснащались жильными перетяжками – это всегда было одним из самых типичных признаков этого инструмента. Однако Андреев все же решает заменить перетяжки на лады, считая, что это значительно улучшит звучание. Первоначально ладов было 5, затем 12, а на последующих разновидностях их количество дошло до 17. Это позволило гораздо полнее и выразительнее использовать возможности балалайки.

Совместная работа Андреева с Пасербским продолжалась около 10 лет и была весьма плодотворной. Но гораздо больших успехов Андрееву удалось получить от сотрудничества с мастером-краснодеревщиком Семеном Ивановичем Налимовым.

Налимов родился в 1857 году в крестьянской семье. Будучи подростком, он получил профессию краснодеревщика, а потом по воинской повинности попал в действующую армию. После службы он работал у разных помещиков, и Андреев, услышав о его незаурядных способностях, приглашает Налимова к себе.

Сначала Андреев только хотел заказать мастеру партию мебели, но, поразившись качеством работы, сделал ему предложение заняться изготовлением балалаек. Их сотрудничество продолжалось 26 лет, вплоть до смерти Налимова. Изготовленные им инструменты можно без преувеличения считать образцом русской балалайки. Инструменты изготовлялись по чертежам Андреева, который постоянно стремился улучшить их конструкцию.

Первая же изготовленная Налимовым балалайка-прима представляла в полном смысле произведение искусства. Сам корпус он сделал из волнистой березы. Слегка выпуклая дека, составленная из четырех частей, была сделана из резонансной ели – она имела правильные параллельные радиальные слои. Сверху была прикрыта панцирем (фартуком), заподлицо с которым была врезана накладка из черного дерева. Гриф был сделан из граба. Дополнительно к 15 ладам на грифе было добавлено еще 2 лада на панцире.

По своим музыкальным качествам, тщательности изготовления и красоте балалайки Налимова ценились очень высоко. Они стоили на порядок дороже любых других.

Налимов с большим вниманием относился к каждому инструменту. На изготовление одной балалайки от начала и до конца иногда уходило до двух лет. Сейчас Семена Ивановича Налимова заслуженно называют «русским Страдивари».

Оркестр, собранный Андреевым, существует и поныне. Его теперешнее название – Оркестр народных инструментов имени В. В. Андреева. Основные инструменты этого оркестра – балалайки различного размера, от примы до контрабаса.

Сейчас русская балалайка получила широкую известность во всем мире. Специально для нее создаются музыкальные произведения. А игре на балалайке учат в музыкальных школах, училищах и консерваториях.

Вам понравилась статья? Отметьте ее, пожалуйста!

Комментарии (79) на “Русская балалайка”

  • Балалайка, оказывается, очень серьезный музыкальный инструмент.)

  • Конечно серьезный, национальный инструмент. Не зря ведь все думают что мы тут на балалайках играем. Это наша гордость.

  • Спасибо за прекрасное. Очень понравилось!

  • Спасибо за познавательную статью. Я хочу себе и друзьям на подарок

  • Интересная статья, спасибо

  • Спасибо за интересную статью. Великолепно!

  • Балалайка великолепный инструмент, жаль, что в последнее время стали ее забывать

  • Действительно, а почему сейчас так мало играют на балалайке.

  • У меня дочка в музыкальной школе учится. Недавно на одном из концертов выступали преподаватели. Дуэт балалайки и баяна особенно понравился.

  • Вечный инструмент

  • Я в детстве в школе играла на балалайке. Помню, что трудно было.

  • Столько интересного о балалайке! Спасибо за познавательную статью.

  • На ней я играл в музыкальной школе, а также на мандолине в школьном оркестре, кстати, обработки Андреева исполняли. Мне нравилось. Но на гитаре – лучше.))

  • Сейчас русская балалайка получила широкую известность во всем мире — наконец -то оценили с достоинством ;)

  • Прям чудеса вытворяют (это я о роликах), спасибо за интересную информацию об этом инструменте!

    • Антон:

      Алексей, Вашего тезку Алексея Архиповского вполне заслуженно называют русским Паганини с балалайкой.

  • Столько интересных фактов о, казалось бы, таком известном и обыденном инструменте.

  • Вот это инструмент!

  • Замечательная статья! Просто супер! И главное узнать о нашей балалайке можно и послушать прекрасное исполнение музыки.

  • С удовольствием просмотрела второй ролик, даже не ожидала подобного от балалайки ))))

  • Самому бы хотелось сыграть на балалайке.

  • Удивительный инструмент!

  • Живешь, живешь и только узнал , что на балалайке можно так играть.

  • Очень понравилось видео

  • Виртуозное владение балалайкой впечатлило.
    Балалайка всегда почему-то казалась каким-то простоватым инструментом.
    А оказывается, как в любом деле, – главное в чьи руки она попала.

  • Хорошая познавательная статья, спасибо Вам , и успехов!

  • Спасибо за интересное видео. Виртуозная игра на балалайке впечатляет.

  • У меня бабушка на балалайке играла, причем была самоучкой, как заиграет- вроде ничего особенного, а заслушаешься!

  • Кучерявый виртуоз нормально отмачивает рок-н-рол.

  • Исконно русский инструмент! Каждый раз за душу берет игра балалаечника!

  • Вот это да, даже и не думал, что это так интересно.
    Большое спасибо автору за такую прекрасную работу, я с удовольствием просветился :)

    • Антон:

      Андрей, за прекрасную работу следует благодарить Андрея Архиповского и его коллег-исполнителей. Но все равно приятно, спасибо Вам за хорошие слова.

  • Статья написана с такой любовью…) Балалайка- это действительно русский инструмент!

  • Наверное,самый русский из всех инструментов :)

  • Большое спасибо за познавательную статью и классное видео с игрой на балалайке

  • Спасибо за видео. Получил истинное удовольствие от виртуозного исполнения.

  • Бесспорно русская балалайка – легендарный инструмент, и видео с участием мастеров игры на этом инструменте очень понравилось

  • Спасибо. Очень впечатляет. Особенно Паганини с балалайкой понравился.

  • По новому взглянул на самый Русский инструмент! Отличная статья, отличная музыка!

  • Меня всегда удивляет, почему историю нашей страны (то есть стороны, а не государственности) и нашей культуры принято отсчитывать с крещения (которое произошло кстати не за один год, как в истории и было кровавым и несло трагические последствия для народа и его культуры). Почему возникает такое предположение, что балалайка пришла к нам из азии и турции, а не наоборот?
    Кстати есть предположение, что скрипка это тоже наш инструмент? Интересно, что вы считаете по этому поводу?

    • Антон:

      Олег, прежде всего хочу сказать, что я не приверженец такой теории, что наша история начинается со времени крещения Руси. Задолго до нашей эры на Руси уже были свои религии, традиции и обычаи, которые были ничуть не хуже привнесенных позднее. Кстати, мне не понятно, к чему возник такой вопрос. Об этом в статье ничего не говорится.
      Что касается происхождения балалайки, здесь приводятся наиболее вероятные версии. Экземпляры музыкальных инструментов – прообразов домбры или, если хотите, балалайки, найденные при раскопках на Востоке, старше тех, что найдены в России. Очевидно, отсюда и появилась гипотеза о том, откуда появилась балалайка – на Востоке или на Руси. И вот цитата из статьи: “Все существующие сейчас предположения трудно доказать”.
      Свое мнение о скрипке я выскажу, когда узнаю обоснования предположения о том, что это русский музыкальный инструмент.

  • Вопрос возник потому что статья называется “Русская балалайка”, и совсем бы не хотелось что из за неумелой пародий домбры найденных на юго – востоке её переименовали в какую нибудь азиатскую.

    • Антон:

      Совершенно верно, Олег, статья именно о русской балалайке. И я, как и Вы, против ее переименования.

  • Мне всегда нравилось когда на необычных музыкальных предметах отжигают

  • Важная у вас миссия! Искусство – это Важно, особенно для молодых. До них как-то это надо донести. Даже звука родного инструмента не знают, к сожалению.

  • Интересная история у балалайки! А звучит как!.. И мне ближе непопулярная версия, что балалайка не потомок домбры, а скорее наоборот…

    • Антон:

      Лилия, мне это тоже было бы приятно. Поэтому предлагаю всегда помнить, что версия – еще не факт!

  • Я счастлива, что мне довелось быть на концерте ансамбля русских инструментов. Впечатления незабываемые. Хорошо помню состояние во время прослушивания произведений – бодрое, энергичное, заводное. Это состояние еще долго оставалось и после концерта. Здорово!

  • Всего три струны, а такое вытворяют!

  • Антон, у Вас супер сайт, в своё время училась в музыкальной школе по классу “Домры”, так приятно попасть на Ваш сайт, окунуться в историю. Спасибо большое!!!

  • Потрясающая игра, я об Алексее Архиповском. Выступление на шестидесятилетии гитарной фирмы “Фендер”. По началу, он был принят публикой скептически, но его игра затмила всех выступающих до него… И после его выступления, логичным было бы завершить программу вечера…
    Как меломан, скажу, что играть музыку душой способен не каждый музыкант, даже из известных (я не о попсе), а возвеличить русскую балалайку тем более…

    • Антон:

      Дмитрий, совершенно с Вами согласен – играть душой дано далеко не каждому. Только по-моему, это относится к любому стилю, в том числе и к поп-музыке.

  • Я не спорю, конечно все музыкальные направления имеют своих “виртуозов”, о рок музыке или о классической я вообще не заикаюсь, просто говоря – “поп музыка” я имею ввиду бред типа “Руки вверх”, “Виагра” и тому подобное, а не обо всей эстраде в целом.

  • Виртуозно… Никогда бы не подумала…

  • Даже не ожидала, что балалайка может ТАК звучать, для меня она всегда была этаким потешным инструментом.. Я полностью изменила свое мнение, спасибо Вам и Архиповскому.

    • Антон:

      Ирина, рад, что Вам понравилось. Только меня благодарить не за что, здесь заслуга Архиповского и других мастеров балалайки.

  • есть за что, Антон! без Вас я бы балалайку так и воспринимала несерьезно, а Архиповского, может быть, и не услышала бы никогда. Обязательно буду заходить к Вам.

    • Антон:

      Спасибо, Ирина! Просто без Архиповского Вы бы наверняка такого не услышали. Заходите, пожалуйста, всегда буду рад!

  • Вы обо всех инструментах будете писать?Хотелось бы услышать о гармошке.Хотели приобрести на подарок.Но оказывается есть и одноголосые.и двух – и даже трёхголосые.А в чём отличие непонятно.Может быть Вы поможете разобраться.

    • Антон:

      Ольга, написать обо всех инструментах мне явно не под силу. Что касается гармошек – если хотите, пишите на почту или по скайпу, будем разбираться. Уверен, вместе мы это сумеем сделать.

  • Здорово! Играла на домре , на балалайке нет, но не вижу поводов делить историю :) народ раньше дружнее жил, перенимали друг от друга ,переделывали , не важно, мы,всё равно одна семья… :) ))

    • Антон:

      Ната, согласен с Вами, делить не стоит. Просто интересно проследить за развитием того инструмента, который заслуживает всяческого уважения.

  • Был на концерте Алексея Архиповского. Уже давно являюсь поклонником его таланта. Нет ещё людей, кто остался бы равнодушен к его игре. Вот и я настолько проникся живым исполнением, что написал статью о “Паганини балалайки”. Волшебство Алексея Архиповского.

  • Какая красота! Как хорошо этот инструмент раскрывает именно русскую душу. Спасибо!
    А домра – это Дом РА (Бога РА) – это тоже изначально славянский инструмент.

    • Антон:

      Альбина, приятно получать хорошие отзывы, благодарю Вас.
      Домра и домбра – совершенно разные инструменты. Последняя имеет азиатское происхождение, и многие историки предполагают, что балалайка произошла именно от нее. А домра действительно имеет русские корни.

  • Моя любовь к народным инструментам началась с музыкалки. У нас, в Литве народных инструментов тьма! С русскими народными я знакомился постепенно и влюблялся неторопясь:) Балалайка, конечно, стоит в первом ряду нар. русских инструментов. Её не перепутаешь ни с какими другими. И вот такие виртуозы как Архангельский делает всё, чтобы люди слышали, не забывали и любили балалайку. Спасибо за интересный пост.

  • Антон, спасибо за статью. Алексея Архиповского обожаю. Не буду сейчас про все, что он сделал для пропаганды этого инструмента. После знакомства с ним, очень многие люди меняют просто свое представление об этом инструменте. Это не устаревший инструмент, как многие считают сейчас. С таким музыкантом балалайка звучит то, как арфа, то, как клавесин, просто чудо какое-то в самом хорошем смысле этого слова.
    Как-то давно смотрела передачу ” Пока все дома” с его участием. Вот где он раскрылся для меня просто, как человек. Такая простота во всем, такая интеллигентность и трепетность. И в музыке также все…
    Антон, мне не хватило здесь одной из самых трогательных для меня композиций “Золушки”. Добавь, пожалуйста. Думаю, многие послушают с удовольствием. Хотя у тебя тоже прекрасные композиции выбраны. Но “Золушка” – она просто особенная…

    • Антон:

      Ирина, спасибо за добрый отзыв. Насчет твоего предложения подумаю, но ничего не обещаю, извини.

    • Ирочка, соглашусь со всем, что ты сказала. ОТ себя добавлю – именно после знакомства у тебя на блоге с Алексеем Архиповским я влюбилась в балалайку. А “Золушка” действительно необыкновенное произведение.

  • Можно точно сказать, что сей музыкальный инструмент достоин всяческого уважения. На нем сыграны замечательные произведения, сам он стал визитной карточкой для страны. Его любят люди. Твит.

  • Вячеслав:

    Очень, очень нравится, у меня отец играл на балалайке, сам к сожалению не освоил, почему то к балалайке относятся не серьёзно, её как бы привязывают к скоморошьим забавам, а я чувствую у ней будущее довольно серьёзного инструмента, если она будет у таких мастеров

  • Борис:

    Хотелось бы узнать о судьбе Антона Андреевича Дудина – короля русской балалайки (по крайней мере так его называли на старых-старых афишах). Это отец моего друга детства.

    • Антон:

      Борис, буду Вам признателен, если Вы мне поможете написать об А. А. Дудине. Поделитесь, пожалуйста, той информацией, которая у Вас есть. Уверен, вместе у нас все получится.

Оставить комментарий

Последние статьи по теме

Вы хотите получать новые музыкальные истории себе на почту?

 

Эта кнопка для Вас!

Мой профиль

в Google+

Мой профиль в Google+