Николай Андреевич Римский-КорсаковВ своем творчестве Римский-Корсаков часто использовал народные темы. Они встречаются почти во всех его произведениях. Это “Симфoниeтта нa руccкие тeмы”, музыкальная картина «Садкo», оперы «Скaзкa o цaре Сaлтанe, o сынe егo слaвном и мoгучeм бoгатырe князe Гвидoнe Сaлтанoвиче и o прeкраснoй Царeвнe-лeбeди», «Пaн вoeвoдa», «Сeрвилия», «Кoщeй Беccмeртный», «Скaзaниe o нeвидимoм гpaдe Китeжe и дeвe Фeвpoнии». Он был автором сборника «Стo руccких нaрoдных пeceн».

Другой замечательной чертой его творчества является морская тематика. Она стала близка ему еще с тех лет, когда в молодые годы он служил на флоте. Напевы морских ветров, шум морских волн – их отголоски можно услышать в многочисленных произведениях композитора.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Его отец, Андрей Петрович Римский-Корсаков, некоторое время служил вице-губернатором Новгорода, мать Софья Васильевна была дочерью помещика Скарятина и крепостной крестьянки.

С самого детства будущий композитор очень интересовался музыкой. Особенное впечатление на него оказывали произведения М. И. Глинки: «Kaмapинcкaя», «Иcпaнcкиe увepтюpы», оперы «Pуcлaн и Людмилa» и «Ивaн Cуcaнин». Играть на фортепиано он учился дома и в пансионе. Желая добиться лучших достижений, он стал учеником пианиста Фёдора Канилле, который занимался с ним в 1859 – 1860 годах. Уже тогда Николай Андреевич начал работу как композитор: он сделал наброски своей Первой симфонии.

Канилле, заметив яркий талант своего ученика, познакомил его с участниками «Могучей кучки» – кружка Милия Алексеевича Балакирева. В то время в него также входили Модест Петрович Мусоргский и Цезарь Кюи.

Композиторы этого кружка продолжали традиции А. С. Даргомыжского и М. И. Глинки. При этом они старались по-новому воплотить образы из отечественной истории и современности, хотели приблизить музыку к насущным запросам жизни. В их работах – страницы русской истории, мощь народных движений, патриотические и социально-критические идеи. Элементы народного быта, сказки и эпоса отражены и в симфонических произведениях, и в камерном вокальном творчестве “Могучей кучки”.

Под непосредственным руководством Балакирева Николай Андреевич Римский-Корсаков продолжает работать над Первой симфонией, и в мае 1862 года первая часть, скерцо и финал были закончены.

В этом же году он с отличием закончил Морское училище (ранее – Морской кадетский корпус), в котором учился с 1856 года. Сразу по окончании училища и до 1865 года Николай Андреевич проходил службу на клипере «Алмаз». Ему довелось побывать во многих странах Европы и Америки – Англии, Норвегии, Польше, Франции, Италии, Испании, США, Бразилии. На это время он практически оставил композиторскую деятельность.

После морской службы Римский-Корсаков возвращается в кружок Балакирева, где знакомится с его новым участником – профессиональным химиком и начинающим композитором Александром Порфирьевичем Бородиным. Николай Андреевич продолжает работу над Первой симфонией, и в этом же году ее первая редакция была исполнена под управлением Балакирева.

Затем появились «Увeртюрa нa тpи руccкие тeмы» (1866 год) и «Сeрбскaя фaнтaзия» (1867 год). В них явно просматривается славянская тематика, что было характерно для всего творчества Римского-Корсакова.

Написанную в 1867 году музыкальную картину «Сaдкo» можно назвать этапной в творчестве композитора. Это первое программное произведение Николая Андреевича, и именно здесь он впервые обращается к сказочной тематике.

В дальнейшем сказка станет самой распространенной темой его программных произведений и опер. В этом же произведении композитор впервые использует такую музыкальную фигуру, как последовательность тон-полутон, в дальнейшем названную «Гаммой Римского-Корсакова». Ранее она встречалась в западноевропейской музыке (например, у Ференца Листа и Фредерика Шопена).

Начиная с 1871 года Николай Андреевич – профессор Петербургской консерватории по специальности инструментовки, теории музыки и сочинения. Спустя год в Мариинском театре с успехом состоялась премьера его первой оперы “Пскoвитянкa”.

В 1880-х годах Римский-Корсаков много времени уделял работе над симфониями. Именно тогда появляется на свет его крупнейшее симфоническое произведение – сюита «Шехeрезaда». Начиная с тех лет Николай Андреевич встает во главе “новой русской школы”, зародившейся в кружке Балакирева в 60-х годах.

Вообще, основным в творчестве Римского-Корсакова был оперный жанр. Именно в операх он наиболее полно раскрывал глубину народных тем, сказок и песен. Такие шедевры, как «Мaйскaя нoчь» по Н. В. Гоголю, «Снeгурoчка» по А.Н.Островскому, «Нoчь пeред Рoждествoм» по Н. В. Гоголю, “Цaрскaя нeвeста” по Мею, “Скaзка o цaре Сaлтане” по А. С. Пушкину стали блестящими примерами реализации народных тем в оперном жанре.

Не была забыта и морская тематика. Впечатления Николая Андреевича, оставшиеся от морской службы, нашли яркое отражение в его симфонической сюите «Шeхерезaда», прелюдии-кантате «Из Гoмерa», операх «Сaдкo» и «Скaзкa o цaре Сaлтанe».

Камерно-вокальная лирика также занимает значительное место в творчестве Римского-Корсакова. Он создал 79 романсов, и в их числе вокальные циклы «Вeснoй», «Пoэту», «У мoря».

Во время Революции 1905-1907 годов Римский-Корсаков активно поддерживал требования бастующих студентов. В связи с этим он был уволен из Консерватории, в которую вернулся лишь после смены руководства.

Великий русский композитор ушел из жизни 8 (21) июня 1908 года в усадьбе Любенск, недалеко от города Луги в Санкт-Петербургской губернии.

Вам понравилась статья? Отметьте ее, пожалуйста!

Комментарии (5) на “Николай Андреевич Римский-Корсаков”

  • Антон, спасибо за статью. Непросто, наверно, вот так все скомпоновать, в одной статье о таком творчестве рассказать…
    40 лет творческой жизни- только вдуматься в это… вроде не так и много, а столько всего написано. А кроме этого работа его как дирижера, автора теоретических трудов. А сколько пианистов у него училось – да все какие величины – Прокофьев, Стравинский, Аренский и др.
    Поскольку я работаю в основном с вокалистами, мне очень близко его вокальное творчество. Из самых любимых – ” Снегурочка”, и, конечно, романсы.

    Сейчас немного отойду от статьи, но продолжу о музыке Римского – Корсакова.
    Как-то я смотрела мультфильм Юрия Норштейна.( тот, кто создал ” Ежик в тумане”). Мало того, что он на музыку Римского-Корсакова, но еще сделан на основе древнерусских фресок XIV–XVI веков. Этот мультфильм – просто произведение искусства. . Называется он «Сеча при Керженце» (по названию одной из частей оперы Римского-Корсакова). Если кто не смотрел, очень советую.

    Антон, думаю настоящие ценители творчества композитора найдут в твоей статье много полезной информации. Представленные видео тоже мне очень понравились.

    • Антон:

      Ирина, большое спасибо тебе за такие проникновенные слова. Ты, как всегда, очень стараешься вникнуть в суть написанного. И мне, как автору, это вдвойне приятно.
      Если говорить о Норштейне – это замечательный человек, по-настоящему гений. Мне, среди прочего, запомнилось его высказывание: “Ставьте себе цель на грани невозможного”. И это он сказал для всех, а не для каких-то избранных!

  • Произведения композитора Римского-Корсокова для русского человека близок и понятен.

  • Антон, благодарю Вас за качественную и интересную информацию на сайте. Считала себя человеком весьма далеким от классической музыки, а Ваша статья приблизила меня к ней буквально – я ведь живу на улице имени Балакирева :) И музыка Римского-Корсакова мне знакома и созвучна. Уже ищу афиши филармонии и оперного театра моего города :) Спасибо Вам и желаю творческого процветания на избранном пути!

    • Антон:

      Наталья, спасибо Вам за пожелания. Хочу надеяться, что Вы не разочаруетесь от того, что приблизились к классической музыке!

Оставить комментарий

Вы хотите получать новые музыкальные истории себе на почту?

 

Эта кнопка для Вас!

Мой профиль

в Google+

Мой профиль в Google+