John ColtraneПо словам Джона Колтрейна, его целью было выразить духовное начало в музыке. Он считал, что музыка – это часть его веры и жизненного опыта. Одного из самых замечательных мастеров джаза второй половины XX века эти его собственные слова характеризуют лучше всего.

Колтрейн развивал свое собственное, высокодуховное понимание джаза. Наиболее известной пластинкой этого направления стала «А lоvе Suрrеmе». Она считается вершиной композиторского и исполнительского успеха музыканта. Этот диск дважды номинировался на Грэмми и стал самым продаваемым его альбомом.

Джон Колтрейн (John Coltrane) по праву признан всеми знатоками джазовой музыки как великий мастер, оказавший наряду с Чарли Паркером, Луи Армстронгом, Майлзом Дэвисом и Дюком Эллингтоном огромное влияние как на современный джаз, так и на всю школу импровизации.

На протяжении всей карьеры, даже будучи признанным мастером, он не стеснялся подмечать интересные детали игры у других исполнителей. Однако эти наблюдения Джон всегда использовал только как основу для собственных поисков.

По отношению к другим великий музыкант был очень мягким, доброжелательным и улыбчивым человеком. Это отмечали все, с кем ему доводилось общаться. Но отношение к самому себе у него было совершенно иным: он настойчиво требовал от себя все большего совершенства как в технике исполнения, так и в понимании джазовой музыки в целом.

Джон Уильям Колтрейн (John William Coltrane) родился 23 сентября 1926 года в Хэмлете, штат Северная Каролина, США. Музыкой он увлекался с детства: учился в музыкальных школах по классу композиции и по классу духовых инструментов. Уже с 13 лет Джон играл в оркестрах в ночных клубах Филадельфии. Вначале на кларнете и альтгорне, затем на альт-саксофоне.

В 1947 году музыкант поступил в «Кing Коlах Ваnd» и именно там начал играть на тенор-саксофоне. Возможно, это случилось под впечатлением игры Чарли Паркера. Так или иначе, этот инструмент стал для него основным.

В 1949 году Диззи Гиллеспи взял Джона в свой знаменитый биг-бэнд. В 1951 году Колтрейну пришлось уйти, но незадолго перед этим он впервые записал свою сольную партию в пьесе «Wе Lоvе То Вооgiе».

В 1952 году Джон познакомился с Эриком Дольфи, который навсегда стал самым близким для него другом. Совместных записей они почти не делали, но сотрудничество с Дольфи плодотворно сказалось на дальнейшем творчестве Колтрейна.

Среди многих тогдашних джазменов пристрастие к наркотикам было почти что нормой. Не избежал этого и Джон. Поэтому найти работу было очень трудно, но в 1955 году ему повезло – он встретился с Майлзом Дэвисом. В созданный ими квинтет, помимо самих авторов, вошли пианист Ред Гарленд, басист Пол Чамберс и ударник Филли Джо Джонс. Этот состав сделал на лейблах Соlumbiа и Рrеstigе огромное количество записей. После прихода к Джону настоящей славы их издавали под его именем массовыми тиражами.

Из-за тех же наркотиков в 1957 году Дэвис уволил Колтрейна. Тот решил начать самостоятельную карьеру, и в этом же году выпустил свой дебютный сольный альбом под названием «Coltrane».

И почти сразу же ему снова повезло: его взял к себе в ансамбль Телониус Монк. Результатом этого стал выпущенный в том же 1957 году диск «Тhеlоnius Моnk With Jоhn Соltrаnе». Кроме того, Колтрейну удалось преодолеть в себе зависимость от наркотиков и алкоголя. Теперь ничто не мешало ему заниматься исключительно музыкой.

Со свойственным ему напором изучая гармонию музыки, он создал собственную систему дыхания, благодаря которой можно было брать на саксофоне несколько звуков одновременно, и все время работал над техникой исполнения.

В 1958 году Джон Колтрейн вернулся к Майлзу Дэвису, записав один из лучших альбомов в истории джаза: «Kind Of Blue». Тогда же он выпустил собственные альбомы, в которых выразил все свое понимание и ощущение джазовой музыки не только как чисто развлекательной, но и как несущей в себе глубокое духовное содержание. Это были «Вluе Тrаin», «Соltrаnе Jаzz», «Му Fаvоritе Тhings», «Giаnt Stерs» и, конечно, выдающийся «А Lоvе Suрrеmе». Все они вошли в Золотой фонд джазовой музыки.

В начале 1960-х годов Колтрейн собрал свой классический квартет с участием пианиста Маккоя Тайнера, басиста Джимми Гэррисона и ударника Элвина Джонса. Эта группа навсегда осталась одной из наиболее значительных в истории джаза. Тогда же Джон, кроме тенора, начинает использовать сопрано-саксофон.

С этого времени Колтрейн пользуется среди своих многочисленных поклонников огромной популярностью. В 1965 году он был введен в символический «Зал славы». В 1967 году, незадолго до его смерти, вышел последний прижизненный диск великого музыканта, «Expressions».

John Coltrane ушел из жизни от рака печени 17 июля 1967 года в Хантингтоне, штат Нью-Йорк.

Карьера Джона Колтрейна была совсем недолгой: известность он приобрел только к концу 1950-х годов. Несмотря на это, он оставил огромное наследие в истории джаза, во многом предопределив развитие этого стиля на долгие годы.

Вам понравилась статья? Отметьте ее, пожалуйста!

Комментарии (4) на “John Coltrane”

  • Антон, спасибо тебе за статью о таком великом музыканте. Жаль, что такая короткая карьера у него сложилась.Опять , все те же наркотики…Но и за такое непродолжительное время он сумел сделать столько…
    Джон Колтрейн играл в разных, чуть ли не противоположных стилях. Это послужило причиной таких же противоречивых отзывов критиков. Но сейчас никто не подвергает сомнению его грандиозный вклад в современный джаз. Мне очень близок его высокодуховный подход .

    Одна из моих самых любимых композиций – Every Time We Say Goodbye и Blue Waltz.
    Антон, статья замечательная, музыки много. Так что для ценителей творчества настоящего музыканта одно раздолье.

    • Антон:

      Ирина, спасибо тебе за такой комментарий. Мне очень важно твое мнение. Рад, что тебе понравилась статья.

  • Переоценить вклад Колтрейна в джазовую музыку невозможно. Он велик, даже причислен к лику святых в какой-то церкви) С удовольствием ещё раз послушала My Favorite Things.

Оставить комментарий

Вы хотите получать новые музыкальные истории себе на почту?

 

Эта кнопка для Вас!

Мой профиль

в Google+

Мой профиль в Google+